Результаты предварительной обработки по столбцам позволяют оценить социальный статус членов коллектива, а по строкам – их социальную экспансию.
Хотя некоторые выводы об этих характеристиках можно сделать по числам, приведенным в таблице, все же лучше данные числа пересчитать в социометрические индексы.
Персональные социоиндексы.
Индексы социального статуса.
Индексы положительного и отрицательного статуса i-й персоны (из общего числа персон N) оцениваются как отношения , соответственно числа положительных и отрицательных выборов i-й персоны остальными членами коллектива к возможному числу выборов (N-1):
; .
Данные индексы характеризуют степени позитивного и негативного отношения коллектива к i-й персоне. Степень преобладания позитива или негатива в этом отношении характеризует индекс :
.
Индекс общего социального статуса Ci характеризует степень не безразличия коллектива по отношению к i-й персоне, иными словами, степень проявляемого к ней интереса (позитивного или негативного):
.
Из формул следует, что индексы социального статуса, по существу, представляют собой относительные частоты тех или иных выборов. Конечно, для принятия решений внутри социальной группы нет острой необходимости в относительных частотах. Ведь при подведении итогов голосования на собрании трудового коллектива обычно считают абсолютные частоты («сколько», а не «какой процент»). Но для сравнения итогов голосования нескольких количественно разных коллективов по одному вопросу (например, о выборе общего лидера нескольких коллективов) целесообразно использовать социоиндексы. Правда, и здесь возникают нюансы, связанные с разницей в социальных установках групп. Высокий авторитет i-й персоны в научном коллективе и не менее высокий авторитет j-й персоны в коллективе воров – карманников не подлежит сравнению, как несравнимы по силе слон и кит, которые никогда не встречаются в поединке. Но если у выборов кандидата в руководство фирмы социоиндекс равен 0.6 в коллективе рабочих и –0.7 в коллективе менеджеров, то есть о чем подумать избирательной комиссии и самому кандидату.
Индексы социальной экспансии.
По аналогии с индексами социального статуса могут использоваться индексы социальной экспансии (активности) , характеризующие соответственно положительную, отрицательную, преобладающую и общую активность i-й персоны по выражению ее отношения к остальным членам коллектива. Расчет индексов социальной экспансии производится по следующим формулам:
Здесь и соответственно – число симпатий и антипатий, проявленных к i-й персоне по отношению к остальным членам коллектива.
В таблице представлены результаты расчета персональных социоиндексов по данным предыдущей таблицы.
Персональные социоиндексы (пример)
персонали |
индексы социального статуса |
индексы социальной экспансии |
|
|
|
|
|
|
|
|
X1 |
0,20 |
0,40 |
-0,20 |
0,60 |
0,40 |
0,40 |
0,00 |
0,80 |
X2 |
0,60 |
0,00 |
0,60 |
0,60 |
0,40 |
0,20 |
0,20 |
0,60 |
X3 |
0,40 |
0,00 |
0,40 |
0,40 |
0,60 |
0,20 |
0,40 |
0,80 |
X4 |
0,60 |
0,20 |
0,40 |
0,80 |
0,20 |
0,20 |
0,00 |
0,40 |
X5 |
0,20 |
0,60 |
-0,40 |
0,80 |
0,40 |
0,20 |
0,20 |
0,60 |
X6 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|