Исследование дворовой действительности на примере одного из дворов мкр. Ветлужанка

Описание двора

Двор по адресу Словцова, 12 состоит из одной, 11-подъездной панельной 9-этажки. Имеет вытянутую, прямоугольную форму, в связи с этим во дворе большую часть времени в течение суток – тень. С противоположной стороны пространство двора ограничивает детский сад. Двор можно определить как «проходной», так как учащиеся Лицея №1 находящегося поблизости идя на остановку или в нижнюю Ветлужанку обычно проходят через этот двор.

По определению детей гуляющих во дворе, 3 перпендикулярно стоящих дома: две 5-этажки и одна 9-этажка также являются частью двора.

Архитектурно-пространственное оформление.

Во дворе есть несколько типов архитектурных форм: деревянные фигуры и постройки и металлические сооружения, возведенные во дворе в 2002 году. Деревянные формы имеют достаточно обветшалый вид. В пространстве двора также находится баскетбольная площадка.

Основные категории «гуляющих» во дворе

В процессе наблюдения за организацией жизни двора были выделены следующие категории жителей «гуляющих» во дворе ежедневно*:

- дошкольники

- младшие школьники

- подростки

- малыши, которые не ходят в садик и их молодые мамы

- бабушки (иногда, дедушки) с внуками

К категории постоянных «жителей» двора можно отнести также:

- собак (около 6 постоянно живущих во дворе)

- машины (около 15 штук)

Большую часть времени в течение дня во дворе проводят дети 6-7 лет (дошкольники) и 7-10 лет (младшие школьники) во временном промежутке с 15 до 19 (20) часов и подростки с 18 (19) до 23 часов**. Таким образом мы пришли к выводу, что двор в основном – это место «жизни детей и подростков».

* при нормальных погодных условиях и отсутствии особых причин

**наблюдение проводилось в весенние месяцы

Двор как пространство игры

Совместная групповая игра не является нормой жизни данного двора.

Младшие школьники, как правило, гуляют во двое (распределяясь по гендерному признаку) или по одному, совместная сюжетно-ролевая игра отсутствует. Для мальчиков двор-место двигательной активности. Ритуалы межличностного общения имеют агрессивный характер.

Двор как пространство событийности

Соседские связи как форма соорганизации жителей двора не используются. Внутридворовых традиций нет. Нормы совместного проведения мероприятий, праздников – нет.

Двор как пространство гуманных отношений

Среди младших школьников: Ритуалы межличностного общения имеют агрессивный характер. Понятия: помогать, делиться не фиксируются как важные.

Среди дошкольников: ситуация не анализировалась

В подростковой среде отношения носят форму «тусовки» со своими нормами: публичного распития пива, курения, употребления нецензурной лексики.

Двор как пространство межпоколенных связей

Соседские связи, как в среде взрослых, так и в среде детей присутствуют. Межпоколенные контакты присутствуют в среде взрослого сообщества.

Детско-взрослых и межвозрастных контактов не наблюдается.

В целом можно определить социальный климат как разобщенный, межпоколенные связи не простроены

Перейти на страницу: 1 2 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта