Начало украинской социологии

Ковалевський не считал, что идеи правят миром ли превращают его на хаос. Он утверждал, что не существует единого определяющего социального фактора. Говорить о главном факторе — одно и тех же, что говорить о тех каплях речной воды, которая своим движением предопределяют преимущественно его течение. Социологическая теория Ковалевського — явление сложное, разнообразное, органически связанное с его историческими исследованиями. Известный ученый Владимир Антонович (1834—1908) использовал свои исторические, этнографические, археологические знания для изучения социальной структуры, психосоциальных типов, поведения толпы, факторов социального развития. Он есть одним из первых отечественных исследователей, которые связывали название «Русь» со славянским племенем полянинов, и вопреки польским националистическим историкам, а также русской великодержавно-шовинистической историографии, указывает на ее генетическую связь с историей Киевской Движении. Именно Антонович предложил для практического употребления срок «Украина-Русь», что, по его мнению, имел не только утверждать преемственность исторического прошлого и настоящее, а и определенной мерой самым упоминанием о старых временах оказывать содействие консолидации украинского народа, территориальное разделенного между Австро-Венгрией и Россией.

Ученик Антоновича Михаил Грушевский (1866—1934) считал, что социальный прогресс в одинаковой мере определяется биологическими, экономическими и психологическими факторами. Значительное место в его исследованиях отведенное изучению истории Киевской Движении, Украины, исторического процесса вообще, проблемам генезиса восточнославянских народов. На особое внимание заслуживают социологические взгляды Грушевского относительно вопроса возникновения и развития украинской и русской народностей, становления государственности в Украине и России.

К Грушевскому в русской историографии общепринятой была такая схема истории Русского государства: предыстория Восточной Европы, неславянская колонизация, расселения славян, формирования Киевского государства, история которой достигала XII в. Потом она переходила к Большому княжеству Владимирского, от него в XIV в. — к княжеству Московского, от которого шла история Московского государства, со временем империи, а из истории украинско-русских и белорусских земель, которые остались за пределами Московского государства, временами брались важнейшие эпизоды (государство Данила, формирования Большого княжества Литовского и уния с Польшей и т.п.) с приобщением к русскому государству.

Киевский период перешел не в владимиро-московский, а в галицко волынский XIII в., потом — литовско-польский XIV-XVI в. Володимиро московська государство не было ни наследницей, ни преемницей Киевской, она выросшее с своего корня, и отношения ее с Киевской можно бы скорее приравнять, например, к отношениям Римского государства с его гальськими провинциями. Но это не может рассматриваться как наследственность двух периодов в политической и культурной жизни Франции. Грушевский считал, что московские князья пересадили в великорусские земли формы общественно-политического устройства, право, культуру, выработанные исторической жизнью Киева, но на этом основании еще нельзя включать.

Заметно обогатил украинскую социологическую мысль конца XIX — начала XX в. Иван Франко (1856—1916), что, анализируя создание человеческой общности» и государства, немало раздумывал над проблемами справедливости, нового социального порядка, за которого будет торжествовать самоуправления народа, его работа ради собственного развития. В гражданско-федеративном общественном устройстве он усматривал основу свободы личности и общины, объединения общин и народов, отстаивая свободу и автономию общин как единиц общественной жизни. Со временем его федералистичные взгляды эволюционировали к признанию федеративных связей между независимыми государствами.

Выдающийся ученый-экономист М. Туган-Барановський (1865—1919) считал социологию одной из стержневых общественных наук. В большинства своих работ он сосредоточивался на обосновании роли хозяйства в социальной жизни. Хозяйство рассматривал как совокупность человеческих действий относительно внешнего мира ради создания материальной обстановки, которая удовлетворяла бы человеческие потребности.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта