Начало украинской социологии

Принят считать, что украинская социология заявила о себе в 80-х годах XIX в. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, работы которых печатались чаще всего в тамошнем журнале «Община».

Ученые, которые исследуют особенности тогдашней украинской социологической мысли в конце XIX в., отмечают, что тогдашние исследования большей частью определенной мерой трансформировали идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, проявляя при этом маловато критического отношения к достояниям своих предшественников, ориентации к изготовлению собственных социологических теорий, хотя отдельные оригинальные идеи они высказывали.

К тому времени украинская социология еще не была виокремленою наукой, то есть к социологическим студиям удобное удавались профессиональные философы, историки, географы, экономисты, литераторы.

Так, в социологических студиях публициста, экономиста, социолога Сергея Подолинского (1850—1891) соседствовали марксистские и социалдарвинистские взгляды. Считая, что общественная жизнь происходит в соответствии с законом борьбы за существование, он и положения о добавочной стоимости рассматривал как одну из форм этой борьбы. Но рядом с законом борьбы за существование, твердил С.Подолинский, действует и закон возрастания солидарности людей. С течением времени человеческие общины, поддавшись чувству благосклонности, могут перестать бороться между собою. Все это будет иметь незаурядный смысл для людей, которые высвободят свои силы для борьбы с окружающей природой. Вместе с тем и условия борьбы с природой станут одинаковыми для разных групп людей. В свою очередь будет возрастать средний уровень развития большинства людей, появятся возможности для самовыражения талантов.

Среди ученых-исследователей украинского общества конца XIX в. прежде всего выделяется фигура Михаила Драгоманова (1841—1895), что немало внимания уделял перспективности исторической поступи Украины и возможности ее самостоятельного существования на европейском терене. Национальный вопрос он считал одним из важнейших. Основу для его решения усматривал прежде всего в демократизации общества, внедрении политических свобод, под которыми понимало всенародное земское представительство с контролем за действиями исполнительной власти и нетронутыми свободами личности, слова, обществ. По его мнению, политические и национальные интересы русского населения в наилучший способ могут быть обеспечены только за полной децентрализации управления экономическим и культурным жизням. Он обосновал тезис, который настоящей политической свободы не может быть за тогдашней централизации. На подтверждение этого Драгоманов приводит факт, который в Европе из времен Большой французской революции все перевороты именно поэтому и не достигали ближайшей цели, так как самодержавие королей изменяло самодержавие парламентского большинства, оставляя нетронутой и даже совершенствуя централизованную бюрократическую машину управления страной.

Драгоманов черпал опыт из демократических достояний европейских государств. Нему была близкой социальная проблема в марксизме, но не отвергнул он и национальных основ в развития человечества, из-за которое общество может усваивать достояния. Он старался наполнить идею национальности «всемирной правдой», которая помогала бы каждой нации двигаться путем исторической поступи, так как лишь одна мысль о национальности и про ее важность может быть причиной насилия над людьми и «большой неправды». Поэтому отстаивал равного права лиц любой национальности.

Рассматривая социологию как науку об обществе, важную роль он отводил сравнительному методу исследований, стараясь преподнести их к мировым образцам.

Один из известнейших в прошлом отечественных социологов Максим Ковалевський (1851—1916) исповедовал плюралистический подход к обществу, старался при решении сложных социологических проблем принимать во внимание не один какой-либо момент, а всю совокупность социальных факторов и элементов. В двухтомной работе «Социология» (1910) писал, что социология, на отличие» например, от истории, отвлекается от массы конкретных фактов и указывает лишь на общую их тенденцию, не теряя при этом своей основной задачи — раскрытия причин покоя или движения человеческих обществ, стабильности и развития порядка в разные эпохи. Только социология, утверждал он, может ставить себе за цель раскрытия элементов, необходимых для блага общества, то есть для его порядка и прогресса, а также всех разнообразных біосоціальних причин, от которых они зависят.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта