Зарождение и развитие социологической мысли в Украине

Для государства принципиально важно заботиться об образовании граждан: «Ведь никто ничего не сделает полезного даже в самому незначительном искусстве, если не будет учиться». Влада должна всячески оказывать содействие развитию новых школ.

Общественные взгляды С. Ореховского сыграли этапную роль в развития учения о государстве от средневековых концепций к теориям государства и права XVII-XVIII в. Он оказался предшественником таких мыслителей, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж. Ибоден и др. В Украине и России его идеи развивали деятели Києво Могилянської академии, в частности Ф. Прокопович, в библиотеке которого были работы С. Ореховского.

В конце XVI — в начале XVII в. самой заметной фигурой в украинской духовной жизни был Иван Вишенський (между 1545—50 — после 1620), что в своих полемических произведениях отстаивал идею свободы, равенства, справедливости в сфере духу.

Важный взнос в развитие социологических идей сделал знаменитый украинский ученый Григорий Сковорода (1722—1794), что науку о человеке считал главной, важнейшей и высочайшей из всех наук. Не возражая роли и значения научных и технических достижений, считал важнейшую науку об условиях и способах обеспечения счастливой жизни, о человеке и ее счастье.

Особый интерес составляет его концепция родственной работы. Сковорода ли не первым из ученых нового времени выдвинул идею преобразования работы из средства к жизни на первейшую жизненную потребность и высочайшее наслаждение. Смысл человеческого бытия он усматривал в работе, а настоящее счастье — в свободной работе по призванию. Мысль об определяющей роли родственной работы в обеспечении счастливой жизни впервые приобрела общего принципа решения проблемы человеческого счастья и смысла человеческого бытия.

Большого значения в познании человеческой природы, в выборе человеком своего места в жизни Сковорода предоставлял практике, упражнениям, задача которых — усовершенствовать естественные данные. Наука и привычки должны направить человека на путь родственной полезной для общества работы, которая есть основной сферой проявления сущности человека в его высоких духовных стремлениях. В творчества Г. Сковороды начатые и идеи экзистенциализма, которые в мировой науке стали разрабатывать только через столетие. Его раздумья преисполнены большого гуманизма, конструктивного содержания и страже современного основательного исследования.

Таким образом, общественные концепции, которые явились в период от античности к XIX в., охватывали широкий круг социальных проблем и подходов к их решению. Из позиций в свое время, тогдашнего уровня знаний авторы старались осмыслить как отдельные, так и общие социальные явления, которые послужило интеллектуальным потенциалом в дальнейшем изучении общества как системы, а также механизмов его функционирования.

В конце ХVIII в. начинаются активные исследования в околице фольклора, этнографии, истории украинского народа, достояния которых имеют незаурядное значение и для социальных знаний. Ряд работ этого периода, прежде всего «Описание свадебных обрядов» Гр. Калиновського, «Землеописання в Малия России» М. Туранського, «Записки в Малороссии» Я. Маркевича, «История Маленькой России» Д. Бантишкаменского, «История русів» неизвестного автора, дает основание утверждать о появлении системных украиноведческих студий, в контексте которых исследовалась и социальная жизнь народа.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта