Зарождение и развитие социологической мысли в Украине

Истоки украинской протосоциологии достигают времен Киевской Движении, о чем свидетельствуют неодиночные памятки устного и письменного творчества. В них воплощенные первые попытки осмысления событий, явлений, процессов социального характера.

Своеобразным отображением сущности человеческих отношений, в которых заметную роль отыгрывали обычаи, предрассудки, традиции, обряды, а с течением времени определенные общественные законы, являются украинский фольклор (песни, думы, сказки, легенды, поговорки).

С появлением письменности определенные стороны тогдашнего социального бытия нашли свое письменное отображение. Первые литературные произведения— «поучения», «проповеди», «патерики», «жит тія святых», «слова», родившиеся стремлением распространить христианство и прославить князей, бояр, монахов, — определенной мерой отображали и тогдашние социальные отношения, быт, культуру, расположения духа разных слоев населения.

Одной из важнейших протосоциологичных памяток первой половины XI в. справедливо считают «Русскую правду» Ярослава, составленную на основании норм тогдашнего права, которое регламентировало внутригосударственные феодальные отношения. Ряд ЕГО идей было положено со временем в основу Литовских уставов, законодательства гетманской поры.

В дидактико-теологическом произведении первого киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» (XI в.) рядом с похвалой большому князю Владимиру, прославлением крещения Движении опровергается утверждения о существовании в мире определенного богообраного народа.

Ряд протосоциологичных идей содержит «Поучения детям» киевского князя Владимира Мономаха (XII в.), в котором он убеждал своих сынов быть гуманными, справедливыми, милосердными, отстаивать правду и справедливость, одолевать ненависть, злобу, распри, избегать беззакония. Именно в этом усматривал князь ручательство единства земли Русской, покоя его граждан.

Важные сведения про тогдашняя социальная жизнь содержит «Печерский патерик», в котором речь идет о жизни киево-печерских монахов.

Историки социологической мысли нашли немало интересных наблюдений, соображений в «Слове про Игорев поход» (XII в.), пронизанному прежде всего идеей объединения русских земель и преодоления междоусобиц.

Разнообразным историко-социологическим материалом летописи Киевской Движении XI—XIII в., заметным среди которых «Повесть минувшего года», авторство которого належит монаху Киево-Печерского монастыря Несторові. Подіевий спектр делает более выразительную главную его идею, которая состоит в отстаивании единства русской земли и политической независимости.

Выход на историческую арену Галицко-Волынского государства удостоверил «Галицко-Волынская летопись», что есть важным источником изучения социальной жизни на западноукраинских теренах.

Социально-экономическая, политическая и духовная жизнь резко изменилась в XIII в. в связи с господством на украинских землях монголо татарского ига. В XIV в. центрально-украинские земли были захвачены Большим княжеством Литовским. А большинство галицко-волынских земель оказалось под польской властью. Из юга! донимали татарские нападения.

Историческая судьба украинского народа покликала к жизни своеобразный социальный феномен — казачество — промежуточный слой между шляхтой и крестьянством, на которую не распространялись ни крепостничество, ни барщина. Особенность этого феномена состоит в том, что Украина, не будучи государством, фактически существовала как уникальная государственно-правовая система, субъектом которой было казачество. С казачеством были связанные первые переписи населения в Украине, формирования казацких реестров, создания войска реестровых казаков.

В середине XVI в. идеи естественного права, общественного договора разрабатывал украинский ученый Станислав Ореховский-Роксолан (1513—1566), которого современники называли украинским (рутенским) Демосфеном. Он обосновал положение, согласно которому королевская (государственная) власть дана не Богом, а возникшая вследствие договора между людьми, которые слушаются короля добровольно. Закону, который служит гарантией развития и существование государства, должны подчиняться все, даже короли. По мнению С. Ореховского, естественное право (закон) важнее от законов, которые регулируют отношения в обществе, поэтому их за необходимости можно изменить.

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта