Зарождение и развитие социалистической мысли в России

Современное состояние западной культуры П. Сорокин оценивал как кризисное. Нынешний чувственный тип социокультуры, считал он, обречен на закат, так как он повинен в деградации человека, превращении ценностей в простые релятивные конвенции. Выход из этого состояния, новое возрождение общества русский социолог видел в формировании общества на основе идеациального типа ценностей, базирующегося на принципах альтруистической любви и этики солидарности.

П. Сорокин является также одним из создателей теории социальной мобильности. В книге «Социальная мобильность» он подробно рассматривает два типа социальной мобильности: горизонтальный и вертикальный. Особое внимание он уделяет вертикальной мобильности «движения вверх и вниз по социальной лестнице». По мнению Сорокина, в различных типах общества это движение различно на виду и скорости. В каждом обществе существуют так называемы «лифты», посредством которых осуществляется это движение. Классическими примерами таких «лифтов» являются армия, школа, вузы, церковь, профессиональные организации. Эти «лифты» необходимы социальному организму в такой же мере, как органы в сложном биологическом теле.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центрально место в них занимают исследования по социальным и социально психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян, этой области наиболее плодотворно работали А.К.Гастев, С.Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы народа, народонаселения и миграци (Н. Анцифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что «исторический материализм — это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмлирические конкретно-социологические исследования как несовместимые со спецификой философской теории выводились за предел социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упадка связана с идеологией тоталитаризма.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование», составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ—кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта