Зарождение и развитие социалистической мысли в России

Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод. Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, коллектив, а личность. Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изучение личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого». В соответствии с этой установкой разрабатывается субъективная концепция истины.

Идеи субъективной социологии П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского получили конкретизацию и развитие в работе известного русского историка и социолога Н.И. Кареева (1850-1931). Н.И. Кареев, как и его предшественники П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский гордились тем, что они внесли этический элемент в понимание социальных явлений и заставили признать, что социальный процесс нельзя рассматривать вне одухотворяющих его идей добра и справедливости. Отсюда вытекала их основная установка в отношении главной задачи социологии: социология как наука должна быть ориентирована не столько на поиск и обнаружение объективных законов, сколько на то, чтобы раскрывать человеческое гуманистическое содержание общественного прогресса и соотносить его с потребностями человеческой личности. Субъективный же метод в социологии наиболее применим именно потому, что он позволяет дать оценку историческому прогрессу с позиций нравственного идеала.

Вместе с тем Н.И. Кареев стремился дать более строгое теоретическое обоснование субъективному методу в социологии, делая акцент на особенностях социально-исторического исследования. Разделяя основные установки Баденской школы неокантианства по вопросу о принципиальном различии методов изучения природы и общественной жизни, Н.И. Кареев подчеркивал уникальность и неповторимость социально-исторических явлений. Необходимость использования субъективного метода в социологии и истории он аргументировал тем, что социально-исторические явления могут быть правильно объяснены только при условии понимания смысла действий изучаемых людей. «Понять этот мир, - писал он, - значит в большей или меньшей степени проникнуться настроениями, господствующими в нем, т.е. отнестись к нему субъективно». «Смотреть глазами живой личности на историю себе подобных .».

К субъективной школе в социологии России тесно примыкают сторонники психологического направления. Наиболее ярким представителем этого направления в социологии России был Л.И. Петражицкий (1867-1913). Л.И. Петражицкий по роду своей основной деятельности был крупным теоретиком в области права. По этому основные его усилия были направлены на объяснение истоков нормативного сознания и, прежде всего, норм права. Подобно другим представителям психологического направления Л.И. Петражицкий исходил из представления о наличии в обществе особо состояния общественного сознания — народной психологии, «коллективного психологического опыта». Именно этот опыт являете источником нормативного сознания как морального, так и правового, регулирующих поведение человека.

В своей концепции природы нормативного сознания Л.И. Петражицкий исходил из предпосылки о первичности психоэмоционально» стороны жизни индивидов и общества. По его мнению, подлинной основой общественной жизни является психическое взаимодействие людей, которое он трактовал по преимуществу как эмоциональное. Эмоции определяют содержание более сложных форм человеческой психики сознания и воли. Поскольку психоэмоциональное взаимодействие составляет ткань общественных отношений, то главным инструментов социального познания, по Петражицкому, является интроспекция, которая должна быть дополнена методами внешнего наблюдения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта