Теория социальной стратификации и ее роль в исследовании социальной структуры украинского общества.

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация – распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии (от лат. Stratum, что первоначально означало «покрывало», «настил»; и ficatio, вид facio – делаю). В английском языке его стали понимать как пласт, слой (во множественном числе – strata). Таким образом, стратификация – это наслоение, напластование групп, которые имеют различный доступ к социальным благам вследствие их положения в социальной иерархии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог – расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтверждением в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы, власть, положение и престиж. Исходя из этого, образование рассматривается как источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Соответствующим образом в конфликтологических теориях обычно подчеркивается доминирующая роль в системе социального воспроизводства дифференцирующих отношений собственности и власти. Эта логика описания неравенства хорошо применима к динамичным транзитивным обществам, переживающим революции и реформы, поскольку передел социальной структуры и изменение общих «правил игры» всегда связаны с институтами власти - собственности.

Каждое общество имеет свою систему социальной стратификации. Существует две ее разновидности: закрытая и открытая. Закрытая стратификация предполагает существование жестких границ, страт, запрета перехода из одного слоя в другой. Однако в современном обществе распространена открытая стратификация, которая не имеет формальных ограничений для перехода из одного слоя в другой. Стратификация предполагает, что определенные социальные отличия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования, то есть расположения социальных позиций по их весомости.

Социальная стратификация основывается на социальной дифференциации, но не идентична ей. Социальная дифференциация – это процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда. Термин «дифференциация» используется для классификации статусов, ролей, социальных институтов и организаций и включает в себя также такие социальные отличия, которые не связаны с социальным неравенством. Другими словами, в социальной стратификации обнаруживается социальная дифференциация, но не наоборот.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта