Трансформация социально-экономического пространства России за годы реформ

Россияне не допускают даже мысли о том, что современное российское общество можно рассматривать как однородное (4-я фигура), не многие усматривают наличие обширного среднего класса (3-я фигура). Большинство выбрало пирамидальную модель, где по мере нарастания бедности численность соответствующих слоев увеличивается. В то же время почти треть выбрала 1-ю модель, где общество разделено на 2 почти не связанные между собой части: элиту и основную массу населения. При всей своей нейтральности каждая из использованных моделей позволяет зафиксировать подсознательные представления россиян о масштабах существующей социальной дифференциации.

В своем исследовании Тихонова дает следующее описание социальной структуры российского общества:

Ø нищие ( 9% ) - не могущие себе позволить купить мяса, сладкого, новую одежду для детей, не ходящие в гости и не принимающие гостей;

Ø бедные (10% ) – изредка покупающие мясо, фрукты, сладкое, одежду, не ходящие в гости, не покупающие газет, лишь изредка покупающие детям новую одежду и не способные профинансировать их платные занятия;

Ø малообеспеченные (25%) – на покупающие бытовой и иной дорогостоящей техники, никогда не позволяющие себе деликатесов, ощущающие серьезные ограничения при покупке одежды и прессы, при посещении театров, концертов, кино, но обычно приобретающие мясо, фрукты и сладкое;

Ø среднеобеспеченные (34%) – начиная с этой группы у семей появляются свободные деньги и в соответствии с их приоритетами возникает вариативность трат и стратегий экономии (одни экономят на одежде, другие на бытовой технике, третьи на питании и т.д.); в целом имеются некоторые ограничения при покупке деликатесов, посещении театров, туризме, покупке одежды;

Ø обеспеченные (12%) – ощущающие ограничения при покупке дорогостоящих вещей (автомобиля и т.д.), в посещении ресторанов, в туристических путешествиях, но почти не экономящие на еде и бытовой технике;

Ø состоятельные (10%) – регулярно покупающие деликатесы, посещающие рестораны, путешествующие, совершающие дорогостоящие покупки, могущие позволить себе все траты одновременно без экономии на чем-то из желаемых расходов.

Но среди факторов, влияющих на самосознание своего места в социуме наряду с материальной обеспеченностью присутствуют такие факторы, как образование, место работы, квалификация, социальная значимость, политическое влияние, моральные нормы и т.д. С учетом этих обстоятельств стратификационную модель российского общества можно представить так:

Ø элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5%

Ø верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий – 6,5%

Ø средний слой – представители малого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%

Ø базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60 %

Ø нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%

Ø социальное дно – 5%.

Такое положение вещей порождает социальное недовольство, является неестественным и в корне отличается от типа социальной структуры, характерной для современных стабильных обществ западных стран.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта