Социальные последствия молодежной безработицы

Последствия безработицы как сложного социально-экономического явления невозможно оценить однозначно, она имеет и негативное и позитивное значение. Отношение к безработице с течением времени менялось. В начале ХХ века ее рассматривали как «социальное зло», в середине столетия – как закономерное явление для стран с рыночной экономикой. В настоящее время безработица является устойчивой социально- экономической категорией. Вместе с тем негативный характер последствий безработицы как для отдельного человека, так и для общества в целом не вызывает сомнений.

По мнению ряда авторов (О.Н. Бессонова, А. Дадашева, Л.А Иовайша), на национальном уровне безработица, в первую очередь, приводит к снижению объема производства валового внутреннего продукта (ВВП), что влечет за собой существенное сокращение налогов в государственную казну. Вместе с тем , для предотвращения последствий безработицы нужны значительные финансовые влияния, что может привести к экономическому кризису. Для конкретного человека незанятость означает потерю регулярного дохода, необходимого для его жизнедеятельности.

Вынужденная бездеятельность ведет к появлению социальной напряженности в обществе, к снижению моральных устоев, приводит к потере профессиональных навыков и т.д. Анализ статистических данных показывает, что наиболее незащищенной на рынке труда оказывается именно молодежь. Высокий уровень безработицы среди молодежи отрицательно влияет на социальный климат в стране сегодня, а ее последствия в будущем трудно просчитать [15-с. 111-114].

Если молодежь, которая выросла в семье, даже не имеющая дополнительного (кроме школы) образования, может надеяться на родственников, родителей в смысле устройства на работу, но дети сироты, с приходом рыночной экономики, не защищены в этом плане. Находясь в детском доме или учась в интернате, они не застрахованы в полноценном обучении, то есть некоторые предметы могут не вестись вообще, по разным причинам.

Выпускники школ-интернатов ограничены как в свободе выбора учебного заведения, так и в возможности поступления, несмотря на имеющиеся льготы. Поступить в высшие учебные заведения, особенно на престижные специальности, сиротам почти невозможно. Сегодня не хотят принимать не только университеты и техникумы, но и ПТУ. Кроме того, проблема состоит не только в том, чтобы поступить в учебные учреждения, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в них.

Молодые люди из числа сирот, как правило, не конкурентоспособны на современном рынке труда. А полученные профессии - не востребованные. Те не многие неправительственные организации, которые сегодня начали работать и готовы помочь сиротам, в том числе и в трудоустройстве, выполняют роль формальных и неформальных каналов трудоустройства: знакомства, биржи труда, рекомендации.

В большинстве случаев ограничения с получением специальности и . работы связаны с жилищной проблемой. Закон предписывает ученику государственного учреждения возвращаться к месту рождения, с которым иногда связан только сам факт рождения (даже подкидышей по месту нахождения роддома). Очень редки случаи, когда молодой человек получает прописку, постоянное жилье и возможность учиться или работать, когда дети и родители соглашаются жить вместе по возвращению ребенка из детского учреждения и ведут более или менее сносное существование.

Сироты, которые не имеют сведений о своих родных, оставленные в раннем детстве, а также подкидыши, при окончании школы, в подавляющем большинстве случаев, могут выбрать только те учебные заведения, а затем только то место работы, где предоставляют жилье. Кроме этого, определяющим фактором при выборе учебного заведения является наличие специальной группы для несовершеннолетних сирот.

После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает.

Рано или поздно сироты оседают в разных общежитиях, в том числе и там, где они жить не должны и откуда их выселить невозможно. Некоторые наши респонденты прожили в общежитии до 20 лет и не смогли решить квартирный вопрос. В общественные организации по этому поводу обращаются в основном молодые люди от 17 до 33 лет, но и предпенсионного и пенсионного возрастов, которые не смогли решить проблемы, связанные со статусом сироты.

Среди сирот много бомжей, так же как и людей, совершивших противоправные действия. После пребывания в местах лишения свободы проблемы адаптации приобретают новое звучание. А также получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.

Большинство сирот - это дети представителей андекласса, и сами пополняют андекласс. Воспитание в государственном учреждении, изъятие ребенка из асоциальной семьи предполагает предоставление ему возможности повысить свой статус относительно родителей (алкоголиков, наркоманов, преступников). Единицы получают высокий уровень образования престижную работу. Большинство получают — рабочую специальность, пополняя базовый и нижний слои общества, Сегодня рабочая специальность часто отождествляется с неполной рабочей неделей, простаиванием предприятий. Многие выпускники-сироты прошли через ликвидацию предприятий, потеряли социальные гарантии трудящихся. При этом многие не имели и не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных: (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников). Стало быть, их потенциал на изменение, повышение или сохранение прежнего статуса ниже, чем у остальных граждан.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта