Подготовка специалистов по социальной работе к педагогической деятельности

Рассматривая подготовку к педагогической деятельности в русле деятельностного подхода, современные ученые понимают ее как целостный процесс, заключающийся в формировании мотивации педагогической деятельности, закрепленных в сознании и поведении теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. В структурном и содержательном плане педагогическая подготовка представлена комплексом педагогических воздействий на личность студента с целью формирования у него структурообразующих компонентов и характеризующих их признаков. В качестве основных направлений педагогической подготовки выделяются: развитие профессионального сознания и самосознания (т.е. развитие положительной мотивации, расширение знаний); формирование педагогических умений; побуждение к адекватной оценке и самооценке своего облика, поведения.

Что касается педагогической подготовки социальных работников, то она должна способствовать формированию у этих специалистов таких наиболее общих (базовых) характеристик, как:

- способность обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой;

- выполнять своеобразную роль связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

- умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;

- умение работать в условиях неформального общения, оставаясь в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;

- умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.

Главная роль в процессе педагогической подготовки специалистов социальной сферы, безусловно, принадлежит соответствующим педагогическим дисциплинам, которые нацелены на то, чтобы:

- заложить основы социально-педагогического мировоззрения, определить место педагогики во взаимоотношениях личности, семьи и общества в современной концепции выживания;

- вооружить будущих специалистов знанием фундаментальных

педагогических закономерностей, умением принимать обоснованные, педагогически целесообразные решения в различных областях социальной практики;

- способствовать личностному развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, созданию нравственного и физического здоровья, комфортной среды обитания в социуме.

Проблемы клиентов социальной работы, как правило, настолько взаимосвязаны, что при решении одной из них необходимо принимать во внимание ряд других, чтобы не нанести ему ущерба. Это создаёт высокий уровень ответственности и напряженности всей деятельности социального работника, порождает специфические трудности. Имеют место нежелательные эмоциональные реакции, вызванные некомпетентностью клиентов, их бестактностью, попытками вывести социального работника из равновесия и т.д.

В этих условиях вспышки негодования, проявления несдержанности, растерянности и других эмоций обычно ещё более усложняют обстановку, накладывают на деловую проблему новую - проблему взаимоотношений. Всё это повышает значимость высокого самообладания, способности сдержать непосредственную эмоциональную реакцию и принять решение, которое диктуется обстоятельствами самого дела.

Особенности познавательных и эмоциональных трудностей дают представление о волевом напряжении, характерном для специалиста социальной работы. Волевые усилия необходимы тем, где работа длительное время не даёт ожидаемого результата, где проявляется недооценка труда социального педагога, вследствие чего ослабевают внутренние стимулирующие факторы. Они особенно необходимы молодому специалисту, испытывающему "синдром выгорания", обусловленного необходимостью каждодневно решать однообразные и обыденные проблемы определённой категории семей. В этих условиях твёрдость, последовательность, поиск новых форм работы является важным условием доведения дела до конца.

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта