Условия взросления современных детей

г) ранняя сексологизация и эротизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;

д) инокультурные нормы и образцы вместо национальных традиций и ритуалов.

5. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.

На основании проведенного В.В.Абраменковой исследования влияния теле-, видео- и компьютерного экрана на психоэмоциональное состояние детей и их родителей (социально-психологическая анкета) и визуализации детской картины мира (рисунки «Моя семья», «Мой класс» и «Наше будущее») можно подвести некоторые итоги. Они свидетельствуют об очевидных трансформациях картины мира в детской субкультуре. В ней появились сдвиги в сторону:

· меркантилизации детского сознания, выражающегося в преувеличенном отношении к деньгам, желании обогащаться любыми способами, не только заниматься бизнесом в будущем, но «работать в мафии»;

· вестернизации, за которой стоит культ силы, экспансии агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни, с подавляющим преобладанием западных образов и моделей;

· танатизации - мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы, но и собственной смерти - как о чем-то обыденном;

· сексуализации как циничном отношении к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса;

· порнографизации языка;

· демонизации детского сознания (через все органы чувств) - его раздвоение и растроение, приучение и приручение к бесовским образам [1, 18].

В результате ребенок попадает в открытое информационное пространство, которое задает большое количество разных образов возможной действительности. В этой ситуации взрослый должен обеспечивать конфигурацию этих действительностей, задавая собой идеальный образ взрослости.

Выводы

В своем исследовании мы опираемся на понятие социализации А.В. Мудрика «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».

Условия взросления человека зависят от специфики среды, в которую он включен.

Мы выделяем следующие глобальные процессы, нарушающие «нормальное» взросление ребенка в современных условиях:

1. Разобщенность, разрушение межпоколенных связей, социальная атомизация.

2. Потеря событийности детской жизни.

3. Отсутствие образа идеального взрослого.

4. Подмена среды свободного живого общения, «виртуальной» действительностью.

Возникает необходимость поиска такого пространства, организация которого смогло бы приостановить вышеперечисленные процессы, перенаправить ситуацию взросления в русло гармоничного развития индивида.

Подходящей средой для построения такого пространства является двор

как открытое пространство, являющееся частью повседневной жизни, задающее возможность взаимодействия представителей разных возрастов Событийность и реальное общение.

Перейти на страницу: 1 2 3 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта