Психологические и педагогические представления о социализации

Для педагогики и социальной педагогики важно выявить наиболее эффективные формы и методы целенаправленного формирования личности, создания воспитывающей среды, в которой наиболее благоприятно осуществляется социальное развитие индивида. Педагогическая психология призвана раскрывать психологические закономерности этой целенаправленной педагогической деятельности. Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением, должна ответить на вопрос, как в процессе этого взаимодействия происходит усвоение социального опыта, интериоризация, перевод внешних групповых норм и социальных ценностей в систему внутренней регуляции, и что представляет из себя эта система. Задачи превентивной психологии, опираясь на междисциплинарный анализ процесса социализации, показать, в чем, как и в какие возрастные периоды возникает наибольшая вероятность деформации и нарушения социального развития. [3]

А.В. Мудрик описывает социализацию как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [15].

И.С.Кон определяет понятие социализации как «усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность»[15].

Близким к пониманию социализации И.С.Кона является трактовка Л.Ф.Обуховой, которая определяет социализацию как «процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального «гуманоидного» состояния к жизни в качестве полноценного члена общества»[24].

Более глубокое и полное понимание социализации дает Л.С.Выготский «в процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация. В то же время человек приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. происходит индивидуализация» [6].

Можно выделить пять ведущих концепцийотечественной педагогики к проблеме социализации детей и молодежи

.

1. Концепции, которые отстаивали традиции мировой и отечественной классической педагогики, выступали против классового подхода в социализации и воспитании (К. Н. Вентцель, С. И. Гессен, В. В. Зень-ковский, П. Ф. Каптерев).

Между собой представители этого направления, бесспорно, не были совершенно единодушны. Так, П. Ф. Каптерев отстаивал ценности русской классической педагогики, верность идее народности; К. Н. Вентцель ориентировался на идеи свободного воспитания и социальной самоактуализации личности; В. В. Зеньковский рассматривал цели социализации в системе православной жизненной миссии человека, С. И. Гессен искал диалектические взаимосвязи развития духовной жизни личности, рассматривая социум как проявление культуры.

2. Концепции, пристрастно развивающие идеи, зафиксированные в программных документах ВКП(б), ориентирующие социализацию на идеал «всесторонне развитой личности» (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина). Вклад деятелей и этого направления в отечественную теорию социализации личности неоднозначен: Н. К. Крупская и А. В. Луначарский выступали в качестве первых идеологов концепции формирования нового человека – строителя социализма;

В. Н. Шульгин, М. В. Крупенина явились скорее пропагандистами марксистких идей социализации и организаторами новой модели школы, а П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и А.С. Макаренко, бесспорно, принадлежат к числу самых ярких представителей молодой советской педагогики. Важно, что они не только теоретически обосновали свои взгляды на проблему становления новой социалистической личности, но и успешно экспериментировали, стремились на практике реализовать научные разработки.

3. Технократические концепции социализации (А. К. Гастев, Г.Ф. Гринько, О.Ю. Шмидт). Эти деятели педагогики тоже были активными практиками, и каждый по-своему работал над проблемой создания системы «социального воспитания», где первоосновой был бы производительный труд детей и подростков, связь с профессиональным образованием.

Технократическая концепция родилась в процессе многочисленных дискуссий с 1918 по 1921 гг. по поводу структуры новой советской школы и принципа политехнизма в советском образовании. Ее сторонники призывали отказаться от абстрактных и романтических идей революционной педагогики, а обратиться к социально-экономическим реалиям. Дискуссии о трудовой политехнической школе вызвали к жизни концепцию новой производственной культуры и социализации личности. А.К. Гастев и его сторонники сосредоточились в первую очередь на социализации «гегемона» – представителей рабочей среды, обреченных гражданской войной и разрухой на безработицу, бедность, безграмотность и малокультурную жизнь.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта