Ступени развития семьи

Заметный след в социологии семьи оставил французский методолог, теоретик и исследователь Фредерик Ле Пле (1806-1882). Он подробно изучил особенности жизни семей в разных европейских странах и в разных социальных группах, монографически описывая условия и образ жизни каждого из 300 обследованных семейств. Ле Пле был сторонником социального неравенства, выступал против революций и всеобщего избирательного права. Главным фактором социальной жизни считал семью, основанную на власти отца и традиционной религиозной морали. Результатом явилась типология семей.

В первом типе - в патриархальной семье - индивид подчинен общности, семья действует как единая и неделимая единица.

Во втором типе - в корневой семье (сегодня ее называют нуклеарной) - все имущество переходит к одному наследнику, выбранному отцом. Остальные дети мигрируют, возвращаясь в родительское гнездо при жизненных неудачах.

Третий тип - нестабильная семья - характерен в современном обществе, втянутом в процесс индустриализации и урбанизации. В нестабильной семье нет материальных средств, которые можно передать потомкам, родители и дети проживают врозь. Предложенная им техника поиска индикатора для измерения и диагностики социальных отношений получила широкое развитие в современной социологии семьи.

Основная социологическая работа Ле Пле

- "Европейские рабочие" содержит результаты монографического изучения рабочих семей, их бюджетов как выражения уровня и образа жизни. Факты, изложенные в этой работе, до сих пор сохраняют свое значение для изучения положения рабочего класса. В частности, он использовал данные, собранные с помощью интервью для изучения жизни и домашнего хозяйства рабочих семей.

Ф. Ле-Пле показал, как семейная динамика влияет на социально-экономические процессы. Он установил и объяснил тесную связь между тем, что было названо "стержневой, или корневой" семьей, и теми примерами устойчивого творческого процветания, которые известны из истории человечества. "Корневая семья" представляет собой нечто большее, чем нуклеарная чета мужа и жены, - охватывая расширенное родство, она являет собой не просто значимую, а зачастую направляющую и ведущую силу человеческого развития. Он утверждал, что эта форма семьи "обладает определенной структурой и благодетельными качествами индивидов". Сила семьи основывается на владении земельным участком и всеми необходимыми условиями для автономного домохозяйства: устойчивой привычкой к работе, приобщенностью к наследственным ценностям, внутренней самодостаточностью для преодоления кризисов, и наконец, устремленностью к рождению и воспитанию детей.

Прежде всего, Ле Пле утверждал, что корневая семья должным образом обеспечивает родительский контроль над базовым образованием детей, которые получали образование дома. Когда же их посылали в школу, там происходило обучение специальным предметам, тогда как формирование характера и профессиональных навыков происходило при совместной работе с родителями. В системе родовой семьи отец и мать выполняли также роль духовных наставников. Вместе с тем, индивид, являясь составной частью семейного сообщества, учился полагаться не только на самого себя, но и на свою семью.

Ле Пле стремился обнаружить признаки корневой семьи во всех наиболее значимых периодах человеческой истории. Ему удалось найти их среди иудеев, древних греков, римлян до времен Империи, и у большинства европейских народов перед подъемом современных национальных государств. Корневая семья сочетала чувство общности с возможностью индивидуального выражения без какого-либо угнетающего воздействия, присущего ригидной патриархальной семье, равно как и без эгоистического атомизма современной либеральной семьи. Организованная таким образом семья действительно была <клеткой общества>, источником стабильности, прогресса и свободы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта