Кадровый состав в специальных (профессиональных) учреждениях

Рядом со сбором и подготовкой кадров в системе специального (профессионального) образования осуществлялась их переподготовка и повышение квалификации. Переподготовка преподавателей школ ученичества, профессиональных школ и профессиональных курсов осуществлялась на курсах по переподготовке.

Одним из наиболее важных направлений повышения квалификации преподавателей вузов Нарком считал их командировки в передовые вузовские центры, в том числе и за границу. Система заграничных командировок начала слаживаться в 1922 г.

Несмотря на значительную работу Наркома по возобновлению кадрового состава вузов, численность преподавателей в институтах и техникумах не увеличилась, а даже уменьшилась. Недостатки в системе подготовки и отсутствие эффективных мероприятий, направленных на укрепление в вузах преподавателей, привели к снижению качественных показателей кадрового состава вузов. Это касается в первую очередь уровня его подготовки. В 1925/26 учебном году в педагогических техникумах только 64,5% преподавателей имели высшее образование, в социально- экономических – 86,5%, сельскохозяйственных – 81,5% [42]. К тому же в начале 1928 г. 2334 преподавателей вузов не имели необходимой квалификации. Это были инженеры по производству, агрономы, и экономисты. Численность преподавателей, которые получили ученную степень доктора на протяжении 20-х, была незначительной. В 1926/27 учебном году профессора составляли 15,4% общего количества преподавателей. В сентябре 1928 г. в справке комиссии ЦК КП(б)У указывалось на «отсутствие ученых-профессоров и разрабатывались меры по решению этой проблемы» [43].

Так же негативно влияло на стабильность и качество работы трудового коллектива такое явление, как совместительство. Около половины преподавателей вузов были внештатными работниками.

На протяжении 20-х гг. преобладающее большинство наиболее квалифицированных преподавателей так называемой «старой школы» покинули вузы.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на нерешенность многих проблем, в 20-е годы в целом удалось обеспечить педагогическими кадрами учреждения специального (профессионального) образования.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта