Сеть специального (профессионального) образования

Достигнув своего максимума в 1921 году, сеть профессиональных школ постепенно сокращалась на протяжении первой половины 20-х годов, в основном за счёт превращения сети индустриальных профшкол на школы ФЗУ. На втором этапе периода, который изучается, наблюдается стабильное увеличение сети профессиональных школ, что было вызвано как повышением спроса экономики на специалистов, так и потребностями ВУЗов в контингенте абитуриентов со средним общеобразовательным образованием.

Наряду с подростками и молодёжью осуществлялась подготовка и переподготовка специалистов и среди взрослых. С этой целью начала формироваться сеть профессиональных курсов, куда зачисляли лиц в возрасте от 18 до 40 лет [36]. К первому типу были отнесены краткосрочные вечерние курсы и дневные на приостановленных предприятиях, которые готовили технически грамотных специалистов и квалифицированных работников. Ко второму типу – вечерние и дневные школы-курсы для рабочих, занятых в производстве. К третьему типу – административно-промышленные курсы, где осуществлялась подготовка административно-руководящего персонала, ответственных работников производства, финансового аппарата.

Особенное место в структуре специального образования занимала сеть высших учебных заведений. В 20-е годы подготовку специалистов высшей квалификации осуществляли институты и техникумы, вечерние рабочие курсы, которые в 1923 г. получили статус техникумов.

В сети техникумов выделилась сеть вечерних рабочих техникумов, где учились рабочие с производства. Наряду с ними была создана сеть техникумов на железной дороге, где готовили инженеров-железнодорожников вузовской специализации. Вместе с тем увеличение сети вузов отставало от увеличивающихся потребностей общества в специалистах.

Таким образом, сеть и структура вузов, развиваясь стихийно, достигла своего максимума в начале 1922/23 учебного года. Потом до середины 20-х годов происходит процесс планового сокращения сети ВУЗов на основе потребностей и возможностей экономики. Стабилизировавшись в середине периода, сеть и структура вузов сохранилась в таком же состоянии до конца 20-х годов. Несмотря на значительное увеличение сети вузов и увеличение численности студентов, она только на половину удовлетворяла потребности экономики в кадрах с высшей квалификацией.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта