Введение

Актуальность темы исследования. В обществе «развитого социализма» студенческие организации, выступая в качестве орудия поддержания господства правящей партийной олигархии (впрочем, как и вся система высшего образования в целом) и являясь государственными социальными институтами, в определенной степени способствовали решению основных задач высшей школы. При этом функции студенческих организаций изначально фиксировались «сверху» партийно-бюрократическим аппаратом, а самодеятельность таких организаций дозировалась. Тем не менее, именно в силу того, что студенческие организации осуществляли свою деятельность в качестве структурных элементов государственного аппарата, создавалась ничем не оправданная иллюзия их собственного веса и значимости. Постепенный, но практически полный отказ от государственного патронажа студенческих организаций предопределил исчезновение студенческих организаций в том виде, в котором они существовали в УССР.

Студенческие организации выполняли различные функции, причем их роль в реализации непосредственных задач высшей школы была то более, то менее значимой.

На современном этапе деятельность студенческих организаций в Украине стала настолько незаметной, что вопрос о необходимости их существования как таковых, о возможных направлениях их деятельности, а также, в частности, о том, должны ли (и могут ли) студенческие организации способствовать выполнению общих задач, стоящих перед высшей школой, выступая тем самым в качестве субъекта педагогической деятельности, приобрел особую остроту.

Объектом исследования является совокупность основных групп историографических источников по истории образования УССР 1920-х гг.

Предметом исследования является система образования Украины, к которой принадлежат: учебные заведения, научные, методические и научно-методические организации, научно-производственные предприятия, государственные и местные органы управления образованием и самоуправлением в отрасли образования [23].

Цель исследования - построение функционально-структурной модели студенческой организации педагогического вуза, способной оптимальным образом содействовать решению основных задач высшей педагогической школы, и выявление организационно-педагогических условий ее практической реализации.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

- изучить сеть специальных (профессиональных) учебных заведений, процессы и причины, которые влияли ни её изменение, исправить накопившиеся ошибки;

- выяснить и обосновать основные историографические периоды изучения истории становления и развития советского образования в Украине в 1920-е гг, показать их характерные особенности;

- выявить ведущие направления и основные тенденции исследования истории образования в УССР 1920-х гг, проанализировать существующие парадигмы по ее разработке, раскрыть динамику и особенности изучения отдельных ее аспектов, постигнуть весомость и значение исследовательских результатов и определить их зависимость от конкретно-исторических условий; - проследить влияние политической конъюнктуры тоталитарного режима на проблематику, содержание, уровень и объективность исследований по истории образования в УССР в 1920-е гг.;

- определить степень научности исторических концепций, эффективности методологических приемов и их значение для осмысления опыта прошлого;

- рассмотреть кадровый состав учреждений специального (профессионального) образования на протяжении 20-х годов, сделать комплексный анализ процессов и причин, которые влияли на его изменения;

- очертить исследованы, недостаточно изучены или сфальсифицированы аспекты проблемы, обобщить историографические уроки и обосновать перспективы исследования темы [22].

Следует признать, что, достаточно много историков задевали тему студенчества, в частности Украинского. А именно: В.Г.Афанасьев [1], А.В.Баранов [2], В. В Липинский [3], В.А.Ван [4], А.П.Ветошкин [5], И.П.Волков [6], В.Н.Глобова[7], А.Д.Глоточкин [8], Э.Б.Гусейнов [9], Н.П.Добронравов [10], Т.В.Живтова [11], В.С.Завьялова [12], О.В.Зиневич [13], С.Н.Иконникова [14], И.В.Колесникова [15], Ясницкий Г.И. [16], Тамм Е. [17],Быстров Н. А. [18], Гололобов В. М. [19], Гринько Г. Р.[20], Ряппо Я. П.[21]. Эти и другие историки написали множество книг, учебников, диссертаций.

Хронологические рамки исследования охватывают период 20-х годов ХХ века. Это был период, когда существовали существенные элементы партийного и государственного демократизма, одно из проявлений которого – наличие самостоятельной и оригинальной системы образования, которая строилась и развивалась по собственной концепции и модели.

Географические рамки исследования включают территорию УССР в исследуемый период, которая в начале 20-х годов состояла из 12 губерний [24].

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта