Цель СПД

читает М.А. Галагузова, для подростков и юношей эффективнее использовать диспут – метод, способствующий формированию суждений. Диспут выявляет разные точки зрения детей на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить детей аргументировать свои взгляды, уметь выслушать другого, возразить ему. Роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству или оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей, подведению итогов. Положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы. Необходимо заранее согласовать с детьми тему диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др.

Если убеждение «программирует» сознание ребенка, то упражнение – формирует умения, навыки и привычки. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у детей нравственное поведение. Поведение – широкое понятие, оно состоит из более узких – поступков, а поступок выражается в действии. Одно и тоже действие может иметь различную моральную оценку.

Всякое действие или состояние становится поступком, если рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями и мотивами деятельности.

Совокупность действий ребенка выражается в его поступках, последние, в свою очередь, формируют его поведение. И действия, и поступки, и поведение оцениваются по отношению к моральным нормам, принятым в обществе.

Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Под нравственными упражнениями понимается многократное повторение действий и поступков детей в целях образования и закрепления у них необходимых в жизни навыков и привычек.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее выполнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Вначале формируем умения, затем на протяжении определенного времени систематически их закрепляем и добиваемся того, чтобы умения переросли в привычку.

Если упражнения не выполняются систематически и умение не доведено до привычки, то восстановить умение более сложная задача. Каждое нарушение новой привычки можно сравнить с падением клубка, на который мы наматываем нитку: если он один раз упадет, то придется снова сделать множество оборотов, чтобы привести его в прежний вид.

Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и другие виды игр. В этом случае социальный педагог использует стремление детей к увлекательным целям (покорять космос, путешествовать в дальние страны, быть справедливым в решении каких-то проблем и др.). Игровая деятельность – всегда творческая, и дети, как правило, вносят какие-либо новые штрихи в проведение игры. В сюжетно-ролевой игре присутствует определенный нравственный образец (роль матери, отца, защитника, привлекательной профессии и пр.), которому ребенок хочет подражать. Ценность игры в том, что собственными потребностями ребенка становятся те нормы, следовать которым мы его хотим приучить. Игра достигает поставленной при определенных условиях: идея игры должна быть понятной и принятой детьми, дети должны активно привлекаться к составлению сюжета игры, распределению ролей, социальный педагог должен помогать в обогащении содержания игры, оснащение ее необходимыми атрибутами, содействовать удовлетворению интересам детей во время игры; детям должна предоставляться возможность повторить понравившуюся игру.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта