Работа социального педагога в летних лагерях

Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества — летние лагеря различного профиля.

Работа соц. педагога в летних воспитательно-оздоро­вительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими перед ними задачами: укрепления здоровья детей, отдыха и вос­питания в разнообразной увлекательной для них деятельности, организуемой на основе ребяческого самоуправления. В лагерях отношения взрослых и детей строятся на основе взаимопонима­ния и сотрудничества. В лагерь собираются воспитанники разного возраста и социального положения (в том числе дети из приютов, детских домов, школ-интернатов, из многодетных семей, из се­мей социальной «группы риска»). Все это предполагает очень хорошую подготовленность социального педагога к работе в летнем воспитательно-оздоровительном учреждении. Он должен знать нормы питания, инструкции по организации многодневных по­ходов, игр и купания, по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи.

Формы работы педагога могут быть самые разные: спортивные игры и соревнования, походы и экскурсии, просмотры телевизи­онных передач («Угадай мелодию», КВН, «Поле чудес» и т.п.), шоу, ярмарки, конкурсы (например, актерского мастерства и т.п.).

Самой распространенной формой организации досуга в летних лагерях являются игры. Время лагерной смены (обычно месяц) по­зволяет подготовить проведение массовых структурно сложных игр, включающих в себя другие формы досуговой деятельности. Такие игры развивают инициативу и творчество ребят, воспитывают у них такие социально ценные качества, как коллективизм и взаи­мопомощь.

В лагере, на лоне родной природы, создаются благоприятные условия для воспитания детей на народных традициях. Например, в летних воспитательно-оздоровительных учреждениях Орловской области ребята изучают песенный фольклор. Занятие начинают с разучивания считалок, детских хороводных игр.

В лагерях проводятся разнообразные конкурсы, например «Му­зыка и поэзия», они не только пополняют знания детей, но и несут воспитательный заряд. Дети с удовольствием занимаются постановкой спектаклей и представлений. Например, импровизи­рованный спектакль «В гостях у муз»' превращается для них в на­стоящий праздник, к которому готовятся все отряды и группы. Каждая группа представляет одну из девяти муз древнегреческой мифологии. Роль муз играют вожатые и старшие воспитанники. Ребята исполняют танцы, читают стихи, поют песни, соответ­ствующие той или иной музе.

Среди форм организации досуга в летних лагерях широко прак­тикуются музыкально-ритмические игры («Делай, как я»), разно­образные конкурсы (песни и поэзии, актерского мастерства, юмора, мини-режиссуры и др.).

Интересен опыт проведения в лагере «русской смены», во вре­мя которой организуются посиделки с чаем, сушками, изготов­ление и демонстрация русской одежды, концерты песни и пляски. Во всех мероприятиях смены предполагается участие родителей, бабушек и дедушек, старожилов близлежащих деревень. На протя­жении всей смены ребята готовятся к празднику «Русского хоро­вода» с песнями и танцами. На нем проводятся конкурсы: «Путе­шествие в народную мудрость» (по произведениям русского на­родного творчества), считалок, скороговорок и загадок, поделок, нарядных костюмов, юных красавиц, кулинаров и поваров, «Рус­ская коса» и др.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта