Методы социально-педагогической деятельности

Социальная педагогика молодая отрасль педагогической науки и социально-педагогическая деятельность совсем недавно сформировалась как самостоятельная разновидность профессиональной деятельности, говорить о системе методов социальной педагогики еще рано. Они находятся в стадии становления.

В педагогике, пожалуй, нет такой категории, которая столь важна для развития педагогической теории, совершенствования педагогической практики, какой является категория «метод». Однако, не смотря на многочисленные дискуссии, категория «метод» остается далеко еще не исследованной, спорной и до сих пор нет единой точки зрения на данное понятие.

Проблема использования социально-педагогических методов остро представлена в сегодняшней школе. Социально-педагогическая деятельность должна быть эффективной, а для этого она должна быть научно разработанной и высоко результативной. Педагог должен владеть социально-педагогическими методами.

Проблема методов является довольно актуальной в социальной педагогике, так как от выбора социальным педагогом «инструмента прикосновения к личности» во многом зависит эффективность социально-педагогического воздействия, поэтому данную тему считаем актуальной.

Существует множество подходов к классификации методов социально- педагогической деятельности, каждая из которых строится на определенном основании. Методы направлены на то, чтобы включить человека в определенные действия для решения своих проблем.

Рассмотрим некоторые из них. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева выделяют три уровня классификации:

1. Субъективный уровень обуславливает субъективность применения метода. В качестве субъекта действия выступают:

* специалист — методы, которые они применяют, относятся к внешним методам действия, воздействия, взаимодействия;

* сам человек (группа посредством самоуправления). Это внутренние методы (самостоятельные действия, самостоятельная работа человека над собой). Названия таких методов начинаются с «само-»;

* специалист и лицо, на которое осуществляется педагогическое воздействие. Методы, обуславливающие совместные действия специалиста и самого человека. Методы действия одной стороны и адекватные действия - другой.

2. Функциональный уровень обуславливает назначение метода. Функциональные методы подразделяются на основные и обеспечивающие. Основной функциональный метод – это метод, который включает объект в определенные действия, деятельность, обеспечивающие реализацию прогнозируемой цели – методы реализационных действий, деятельности (практические методы). Обеспечивающие функциональные методы – это те, которые способствуют повышению эффективности и качества реализации метода действий. К ним относятся методы воздействия на сознание, чувства человека; методы организации деятельности; методы стимулирования действий, а также методы самоубеждения, самоорганизации, самопринуждения, самопоощрения.

3. Предметный уровень обуславливает способ реализации метода. Каждый метод предусматривает определенный способ его реализации – свою предметность, которая показывает собственно способ реализации функциональных возможностей метода. К ним относятся группы методов действий (практические методы) - методы упражнений, методы тренировок, методы игр, методы научения; группы методов воздействия – методы убеждения, информационные методы; группы методов организации деятельности – методы управления, методы контроля деятельности, методы создания ситуационных сред, определяющих определенный характер деятельности, и др.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта