Классы и классовая система: многообразие подходов

Социальная стратификация – один из важных разделов социальной науки в целом.

Г.Е. Зборовский отмечает: «… социальная структура реального общества всегда выступает как определённая стратификационная система, обусловленная различиями социальных позиций и социальных ролей (функций), выполняемых индивидами (социальными общностями) и соответствующих нормам и ценностям данного общества».[1]

Как указывает Г.Е. Зборовский, существует достаточно много систем стратификации общества. Одни из них носят исторический характер, другие свойственны только современному обществу, третьи – вообще лишь отдельным странам, то есть они построены с учётом национально-специфических особенностей. Г.Е. Зборовский говорит о том, что существуют попытки объединения нескольких систем стратификации в одну. Например, теория Э. Гидденса, согласно которой выделяются четыре исторически сложившиеся системы стратификации:

· рабство;

· касты;

· сословия;

· классы.

Классовая система стратификации, по мысли Гидденса, отличается от предшествующих трёх систем. Классовые системы более подвижны, их границы никогда чётко не определены, а членство в классе не основывается на наследственном положении или на обычаях. Кроме того, принадлежность к определённому классу не дана от рождения (в отличие от других систем стратификации), а переход из одной классовой позиции в другую упрощается.

«В-третьих, существование классов зависит не от религиозных и правовых норм, а от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами. В-четвёртых, в отличие от других типов стратификационных систем, где имеют место в основном личностные отношения, в классовой системе реализуются связи преимущественно внеличностного характера. Главное основание классовых различий составляет богатство в совокупности с занятием».[2]

Как отмечают В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, социальный класс – «одна из центральных проблем социологии, которая до сих пор вызывает разноречивые мнения».[3] Как известно, класс понимают в двух смыслах – широком и узком. В широком значении под классом подразумевается большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода. Уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса – рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм, как пишут В.И. Добреньков и А.И. Кравченко, не являются исключением – и в них существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Авторы труда отмечают: «Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня не только отечественные, но и зарубежные социологи».[4]

В узком значении класс – любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем. Вторая точка зрения преобладает в зарубежной социологии, а ныне находит своих сторонников также в отечественной.

Авторы «Социологического словаря» отмечают, что класс определяется социологами как один из основных типов социальной стратификации наряду с кастой и сословием. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер пишут: «Теоретическая традиция анализа классов в социологии берёт начало в работах К. Маркса и М. Вебера, исследовавших становление классовой структуры индустриального капитализма в XIX в.».[5]

Итак, социальный класс – крупная социальная страта, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем; большая группа людей, имеющих одинаковый социально-экономический статус в системе социальной стратификации. Социальные классы обычно различаются по нескольким детерминирующим признакам.

Одной из теорий социальной стратификации, разработанных в американской социологии ХХ века, является теория У.Л. Уорнера.

Уильям Ллойд Уорнер (1898-1970) — американский социолог и социальный антрополог. В 1935-1959 гг. учёный работал на факультете социологии и антропологии Чикагского университета. С 1959 г. Уорнер – профессор социальных исследований Мичиганского университета. Предметом исследований Уорнера были расовые отношения, проблемы равенства и неравенства, социальная структура, система стратификации и символическая жизнь современного городского сообщества, роль крупных организаций и корпораций в современном обществе, связь между социальной системой и психическими заболеваниями. Наибольшую известность приобрели работы Уорнера, посвященные анализу социальной структуры и социальной стратификации современного общества. Социальная стратификация рассматривалась им как функциональная предпосылка существования современного индустриального общества, его внутренней устойчивости и равновесия. Полагая, что каждое общество имеет ту или иную «доминирующую структуру», связанную со «сквозной темой» соответствующей культуры, Уорнер считал, что в типичном современном американском сообществе Янки-Сити (и соответственно в американском обществе в целом) доминирующей культурной темой являются самореализация, достижение, успех, а основной организующей структурой общества — обеспечивающая реализацию этих устремлений система классовой стратификации. Позиция в социальной структуре (или статус) определяется такими характеристиками, как уровень образования, род занятий, величина состояния и доход; принадлежность индивида к тому или иному классу находит выражение во всех сторонах его жизни (дружбе, знакомствах, участии в деятельности клубов и организаций, привычках, манерах поведения и речи, внешнем виде и т.д.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта