Отечественный и зарубежный опыт реализации технологий управления социальными ресурсами

Технологии управления социальными ресурсами (УСР) в международной практике существенным образом отличается от технологии управления социальными ресурсами в своей стране. Международное УСР отличается более значительным влиянием факторов внешней среды, большей разнородностью функций управления и дифференцированным подходом к подготовке качественных социальных ресурсов.

На выделение особенностей международного УСР, прежде всего, влияют: культурные и экономические факторы, стиль и практика управления, различия рынков труда и трудовых затрат, проблемы перемещения рабочей силы, факторы отношений в промышленности, национальная ориентация и факторы контроля.

Функции управления социальными ресурсами в зарубежных странах чрезвычайно усложняются потребностью приспособления политики и процедур, связанных с социальными ресурсами, к различиям между странами.

Особенно большие трудности возникают, когда культура и законы родной страны компании противоречат культуре и законам принимающей страны. Например, действующий в США закон о равноправии при трудоустройстве, запрещающий дискриминацию по половому признаку, противоречит законам и обычаям Саудовской Аравии в отношении роли женщин.

С серьезными проблемами сталкиваются все зарубежные страны при организации процесса обучения и развития социальных ресурсов. В Германии система среднего образования обеспечивает учащимся обширную профессиональную подготовку, но эта подготовка не настолько ориентирована на конкретные фирмы, как в Японии.

В государственных школах США, наоборот, основной акцент делается на общее образование, а возможности профессиональной подготовки весьма ограничены.

Наконец, в разных странах могут существенно различаться условия труда и прожиточный минимум, поэтому международным компаниям часто приходится подстраивать свои системы оплаты под нужды рынка труда конкретной принимающей страны. Они должны учитывать особенности местных законов, которые могут требовать выплаты минимальной заработной платы или обязывать компании предоставлять работникам определенные льготы, такие как годовые премии или медицинские страховки. Кроме того, менеджеры должны определять, как оплачивать труд руководителей, работающих за рубежом, потенциально сталкивающихся с более высокой стоимостью жизни, ухудшением жизненных условий и стрессом, связанным с отрывом от друзей и родственников.

По мнению специалистов, в случае управления международными социальными ресурсами крайне опасно избыточное внимание к производительности в ущерб интересам сотрудников. Многонациональные компании, как правило, прислушиваются только к своему персоналу в «родительской» стране, тогда как люди за границей — не более чем анонимные затраты, которые следует «оптимизировать» и перебрасывать по мере необходимости. Отношение к людям за границей как к «ресурсам», а не как к людям, только усугубляет отрицательное восприятие глобализации.

В международном УСР можно выделить 3 основных источника привлечения социальных ресурсов:

1. Подданные исходной («родительской») страны, той, где находится штаб-квартира транснациональной организации, или граждане этой страны;

2. Подданные страны, в которой организовано дочернее отделение компании («страны-хозяйки», «принимающей страны»), или граждане самой этой страны;

3. Подданные третьих стран, которые не являются ни гражданами страны, в которой расположена штаб-квартира международной компании, ни гражданами страны, в которой страна осуществляет свои коммерческие операции.

Анализируя особенности использования технологий управления социальными ресурсами отметим, что в современных условиях важной задачей является оптимизация управления социальными ресурсами муниципального образования.

Оптимизация - это обеспечение условий для выбора и осуществления наилучшего варианта поведения (функционирования, развития) социальной системы. При этом возникают два вопроса, связанных с выбором: первый - из чего выбирать (должно присутствовать множество возможных, альтернативных вариантов), второй - как выбирать, чем руководствоваться (какими целями, нормами и т.п.) при выборе. Применительно к использованию социальных ресурсов эти вопросы звучат так - из каких средств, способов и технологий использования социальных ресурсов выбирать и чем руководствоваться при выборе данных средств, способов и технологий [47, с. 36].

Решение задачи оптимизации использования социальных ресурсов муниципального образования предполагает также следование принципам баланса целевых ориентаций и баланса текущих и перспективных целей. Принцип баланса целевых ориентаций означает единовременный учет задачи использования социальных ресурсов, с одной стороны и их восстановления, наращивания, с другой стороны. Принцип баланса текущих и перспективных целей требует следующее: при разработке и осуществлении социальной политики речь должна идти как о ближайших, так и о более отдаленных перспективах общества, о системе ценностей, нормах морали, которые формируют не только текущее состояние общества, но и его дальнейшее развитие.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта