Социальный институт: общие представления

ü установки и образцы поведения (например привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

ü символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

ü утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, ученые классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

ü устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

ü идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свобод в образовании, православие или католицизм в религии).

Функции и структурные элементы основных институтов общества

Функции

Институты

Основные роли

Физические черты

Символические черты

Забота, выхаживание и воспитание детей

Семейно-брачные

Отец, мать, ребенок

Дом, обстановка

Кольца, обручение, контракт

Добывание пищи, одежды, жилья

Экономические

Работодатель, наемный работник, покупатель, продавец

Фабрика, офис, магазин

Деньги, торговля, марка, реклама

Поддержание законов, правил и стандартов

Политические

Законодатель, субъект права

Общественные здания и места

Флаг, кодекс, партия

Содействие соборных отношениям и установкам, углубление веры

Религиозные

Пастор, прихожанин

Собор, церковь

Крест, алтарь, библия

Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

Образование

Учитель, ученик

Школа, колледж

Диплом, степень, учебник

К приведенному списку институциональных признаков необходимо добавить еще несколько, которые описывают не то, что скрыто внутри институтов, а то, что находится снаружи. Точнее сказать, то, какими их воспринимает человек. П. и Б. Бергеры, опираясь на теорию социальных фактов Э. Дюркгейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, вывели ряд базовых социальных характеристик, которыми они должны обладать. Кратко рассмотрим эти характеристики.

1. Институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собой нечто внешнее, существующее отдельно реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. Согласи этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностям» внешней реальности — даже деревьями, столами и телефонами - каждая из которых находится вне индивида. Он не может, например, пожелать, чтобы дерево исчезло. То же самое относится и к институту.

2. Институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Фактически это несколько в иной форме повторяет предыдущую характеристику, но не вполне совпадает с ней. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем вне и независимо от его сознания и того, что дано ему в его ощущениях.

3. Институты обладают принудительной силой. До некоторой степени эта характеристика подразумевается под двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что институт существует объективно и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. Нравится нам это или нет, добровольно или против наших желаний, осознанно или неосознанно, но мы все же вынуждены выполнять предписания и правила, составляющие содержание практически любого из социальных институтов, в рамках которых протекает наша жизнь. В противном случае могут наступить негативные санкции.

4. Институты обладают моральным авторитетом. Институты не просто поддерживают себя принудительной силой. Они провозглашают свое право на легитимацию — т. е. оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степе ни своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степ ни наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта