Типологическая и популяционная концепция рас

Несмотря на интенсивное развитие современной генетики, вопрос о характере наследования большинства соматологических и остеологических признаков оставался и остается пока еще не очень ясным. В принципе, такое наследование может осуществляться либо независимо, либо целым комплексом признаков. Подробный анализ этих противоположных гипотез уже давно получил в нашей науке детальное освещение.

На основании гипотезы наследования признаков комплексом делается вывод о совпадении морфологических особенностей индивидуума с расовой категорией, к которой он принадлежит. Таким образом, расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовой систематики, а морфологический критерий становится основным, в то время как критерию географическому отводится второстепенное значение (суть типологической концепции). Игнорируется возможность проявления в популяции возможных проявлений индивидуальной изменчивости, что особенно ярко проявляется с малочисленными, как правило, краниологическими выборками. Между тем, раса не является простой совокупностью индивидуумов. В результате действия совокупности биологических и социальных факторов на уровне любой популяции происходят вероятностные генетические процессы, которые находят конкретное выражение в виде изменчивости признаков во времени и пространстве. В морфологическом типе индивидуума проявляются физиологически скорелированные связи между признаками, в то время как исторические закономерности проявляются именно на групповом или популяционном уровне. Поэтому типологический подход к исследованию расовых особенностей популяции всегда связан с риском принять проявление индивидуальной изменчивости за групповую.

С этой же точки зрения представляется научно некорректными любые вычисления процентных соотношений представителей различных расовых типов в той или иной популяции.

Из этого подхода вытекает, в частности, принцип историзма расы, как явления изменчивого не только в пространстве, но и во времени [2, 309 с.].

Велика роль отечественной антропологии и в теоретической разработке популяционной концепции расы.

Первый и основной постулат популяционной концепции расы – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса (как группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости. Эти закономерности подробно изучены внутри большого числа популяций и с генетической, и с математической стороны. Здесь можно говорить о расовой изменчивости, начиная лишь с популяционного уровня, что расовая изменчивость – групповая, а не индивидуальная.

Раса – не сумма индивидуумов, а совокупность популяций. Это означает, что сходные морфологически и генетически популяции, образующие ту или иную расовую общность, связаны между собой не случайно, а в силу происхождения или каких-то иных исторических причин. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных исторических организационных элементов, но это, однако не индивидуумы (как думали раньше), а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивости человеческого вида.

Такова популяционная концепция расы. Как видно, и в своих исходных посылках, и в основных положениях она принципиально отличается от типологической. Теоретические разногласия приводят к различным методам изучения расовой изменчивости, локальных расовых комплексов, выбора основных их характеристик и сравнения рас между собой и т.д. Каждую популяцию стали изучать не как неповторимое по своей специфике сочетание групповых свойств. Отсюда огромное внимание к групповой изменчивости, разработке методов их анализа и способов суммарной характеристики по совокупностям признаков [2, 311 с.].

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта