Социальная дискриминация женщин

"Социальный прогресс и смены периодов совершаются пропорционально прогрессу женщин к свободе, а падение социального строя совершается пропорционально уменьшению свободы женщин" Франсуа Мари Шарль Фурье (1808 г.)

Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над её личностью, и, следовательно, угрозой для её безопасности.

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, её угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел своё отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: " Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина".

Со времён Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые выступают против самого понятия " социальная дискриминация женщины". Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодоление всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин " социальная дискриминация женщин и девочек" сейчас общепризнан.

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов? Ни абсолютного единства, ни абсолютных противоречий не существует. Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для неё не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Её святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничиваться (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что, равенство полов не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним. (7)

При всём плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно октябрьская революция в России (1917 г.) дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в труде и образовании, семье.

Но дискриминация "слабого пола" сохранялась при советском режиме. Партийно-квотная система женского "назначества" практически освящала её если не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к "тяжелым" и "вредным" производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Что касается постсоветской России, то, несмотря на все разговоры и заключения о её демократизации, проблемы социальной дискриминации женщин приобрела особенную, исключительную злободневность. В связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всей её социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.

Проблемная ситуация заключена в глубоком противоречии, которое сложилось между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного принципа "равных прав и возможностей" полов, - с одной стороны, и фактической дискриминации женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни, - с другой. Слово и дело, положение "де-юре" и ситуация "де-факто", увы, как это часто бывает в российской действительности, находятся в противоречии друг к другу.

Руководствуясь международными документами и соглашениями и опираясь на анализ российской действительности, правительство России 8 января 1996г. приняло Постановление " О концепции улучшения положения женщин в РФ". Согласно концепции права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное их участие в политической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта