1. стирка [ ];
2. приготовление еды [ ];
3. просмотр телепередач [ ];
……………………………………
8. прогулки пешком, поездки [ ];
9. обсуждение личных проблем [ ];
10. посещение музеев, выставок [ ].
Выбор между суждениями, выражающими установку по отношению к некоторому объекту, предполагает, что респондент выберет то суждение, которое отражает степень его благожелательности по отношению к объекту. Упорядоченность суждений вдоль некоторого «установочного» континуума обычно очевидна и для исследователя, и для самого опрашиваемого (о более сложных методах измерения установок вы узнаете из раздела главы 6, посвященного шкалам).
Приведем пример.
«Существуют разные подходы к наказанию за особо тяжкие преступления. Какое из приведенных ниже суждений отражает Вашу точку зрения на смертную казнь как меру наказания:
это наименее приемлемый из всех способов наказания преступников;
это не очень приемлемый метод наказания, однако он не хуже других;
это вполне приемлемое наказание за некоторые виды преступлений;
это вполне приемлемая мера наказания преступников;
другой ответ (напишите, пожалуйста)
« »
Ранжирование как формат ответа подразумевает, что респондент упорядочивает весь представленный ему список — пунктов, суждений, объектов и т. п.— вдоль одномерного континуума какого-то качества (при этом не отмечая своего собственного положения на континууме). Чаще всего производится ранжирование по предпочтительности, важности, значимости, популярности. В массовых опросах нередко используются упрощенные подходы к ранжированию (скажем, «Назовите трех самых популярных и трех наименее популярных политиков из перечисленных .»). Это позволяет экономить время участников опроса, но значительно сильнее, чем принято думать, снижает качество и сопоставимость данных.
Многие реальные форматы ответов сочетают в себе черты двух или трех описанных типов. Важно, однако, чтобы задача респондента, определяемая избранным форматом ответа, была однозначно понимаемой и логически непротиворечивой.
Перейти на страницу: 1 2 3
|