Социологические концепции личности

Социологические концепции личности объединяют целый ряд весьма различных теорий. Все они признают личность специфическим образованием, сформированным под воздействием тех или иных социальных факторов. Такая постановка проблемы ведет к анализу личности исключительно с точки зрения социологии.

Социологические концепции личности начали развиваться во II пол. ХIХ - нач. ХХ века. Потребность в общей социологической теории личности вытекала из понимания необходимости найти постоянную величину, детерминирующую процессы, происходящие в социальных макроструктурах. Объясняя эти процессы во взаимодействиях индивидов и общностей, всегда находим некоторую организационную целостность свойств индивида, которая "преломляет" влияния и стимулы, исходящие от общности, и, устойчивым образом определяет реакции человека на среду.

В начале 30-х годов ХIХ века в социологии сформировалось научное направление - структурный функционализм, основателями которого были Э Дюркгейм, А.Р. Рэдклифф – Браун (1881-1955) . Эта научная школа начала с исследования норм, т.е. утверждений членов группы, как следует вести себя в действительности в различных обстоятельствах. Особенно большее внимание функционализм уделял проблемам институциональных норм называемых ролью. Концепция социальных ролей очень проста. Каждый человек в различных группах (малых и больших) занимает какое-то определенное положение – статус, с которым связаны образцы поведения. При этом группа, в которую включен индивид, ожидает от него поведения, соответствующего данным образцам. Следовательно, мы можем говорить о ролевом поведении матери, отца, друга и т.д. Значит, социальную роль можно определить как относительно постоянную и внутренне связанную систему поступков (действий), являющихся реакциями на поведение других лиц, протекающими в соответствии с более или менее четко установленными образцами, которые группа ожидает от своих членов.

Социальная роль - модель поведения, объективно заданная позицией личности в системе общественных и межличностных отношений.

Социальный статус – определенное место личности в общественной иерархии, обусловленное происхождением данного человека, его профессией, возрастом, полом, семейным положением.

Каждый статус, а у любого человека множество статусов, как естественных (национальность, социальное происхождение, место рождения), так и приобретенных (образование, профессия, квалификация и т.д.) – требует выполнения определенных социальных функций и "ролевых предписаний".

Иерархия социальных статусов фиксируется понятием престижа, отражающим значимость тех или иных позиций личности. Возможность изменить свой социальный статус позволяет человеку наиболее полно реализовать свои способности. Сторонники ролевой концепции личности, как западные (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, Т. Шабутани, Р. Мертон), так и отечественные (И.С. Кон, В.А. Ядов), широко используют аналогично актеры и роли. При этом они часто ссылаются на слова из пьесы Шекспира "Как вам это понравится":

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той:

Младенец, школьник, юноша, влюбленный, солдат, судья, старик.

Сейчас с каждой эпохой количество ролей увеличивается, и каждая роль требует от человека определенного поведения. Принятие личностью той или иной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие социальной роли потребностям личности в самореализации. Создание благоприятных социальных условий ведет к тому, что при сохранении внешне ролевой окраски социального поведения, оно будет регулироваться не столько предписанием, сколько осознанной целеустремленностью и гибким творческим использованием объективных и субъективных ресурсов для достижения социально-значимой цели.

Принятие роли также означает, что действующее лицо готово представить себя на месте другого человека и вести себя в соответствии с этим представлением. Конфликты и противоречия между людьми, как полагают социологи, происходит от того, что люди не понимают ролей друг друга. Для преодоления этих конфликтов и противоречий необходимо осознание прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта