Социологические подходы к исследованию проституции

В конце XIX в. рядом исследователей проституции была выдвинута гипотеза о том, что причина данной социальной проблемы коренится в генетической обусловленности некоторых женщин. Данные женщины представляют собой некую вырождающуюся особь, которая объективно существует, но признаки ее не так очевидны как, например, идиотов. По мнению исследователей данного направления, в общей массе населения есть особи, дегенерирующие, вырождающиеся, как во всем живом. Это и есть постоянный «резерв» проституции, и именно поэтому справиться с ней невозможно. Антропометрические и биолого-физиологические исследования испытуемых в рамках данной концепции обнаруживают среди прочего, интереснейшие черты личности этих женщин, а именно: «бедный эмоциональный мир, погашенное материнское чувство, отсутствие стыдливости и альтруизма, лживость, тщеславие, моральную неразвитость и неумение планировать». К данному направлению принадлежат такие мыслители как А.Н. Федорова, В.М. Тарновский, Н.А. Краинский.

Вообще, стоит отметить, что подход к социальным проблемам как к патологии является исторически первым для исследования многих проблем. С ним связываются имена таких ученых как С. Смит, Ч. Ломброзо. В его основе лежит органическая аналогия, социальные проблемы представляют собой препятствия «нормальной» работе социального организма, своего рода болезнь или патологию, при этом истоки социальных проблем усматриваются в изначальной, подчас «врожденной» неспособности ряда индивидов к «нормальному» поведению. «Изучение проституции с точки зрения общественной патологии, проявление которой она, несомненно, составляет, должны совершаться по тем же законам, по каким врачи исследуют и используют болезни отдельных лиц». Проституция в рамках данного подхода является болезнью общества, при этом исследователь оставляет за скобками вопросы, связанные с тем, что считать нормальным и что патологическим. Данное разграничение является само собой разумеющимся.

Продолжая рассмотрение идей В.М. Тарновского, отметим, что, по его мнению, проститутками являются женщины, в генах которых заложена патология, то есть наследственность определяет отклоняющееся подведение проститутки, и поэтому проституция, разврат никогда не исчезнут.

Противоположный подход часто называют социологической школой. К последней принадлежали многие ученые. Примечательно, что социологи пытались привлечь внимание общественности к проблеме в начале прошлого века примерно так, как это делалось в начале перестройки.

В своей работе С.С. Шашков использует такую метафору проституции, как социальная болезнь. Она характерна для многих исследователей не только дореволюционной России, но и, как мы убедимся, для дискуссии, начавшейся в восьмидесятых годах. Однако, в данном случае это только метафора, аналогия из медицины. Взгляды С.С. Шашкова нельзя отнести к подходу социальной патологии, поскольку он все-таки отдает предпочтение социологическому объяснению корней этой болезни: «…Мало сострадания и снисходительности к тем женщинам, которых социальная необходимость заставляет торговать своим телом…».

Автор выдвигал следующие факторы, порождающие проституцию: рабство женщины, семейный деспотизм, «содержание громадных армий», но в тоже время и «грубая чувственность, необлагороженная цивилизацией». То есть, прослеживается размытость, непоследовательность в представлениях С.С. Шашкова, который примешивает факторы В.М. Тарновского, но в тоже время, противопоставляет свой подход антропологической школе.

Идеи С.С. Шашкова в некотором смысле близки к подходу, известному в западной социологии под названием социальной дезорганизации. В рамках данного направления считается, что социальные проблемы появляются и обостряются тогда, когда в обществе происходят какие-то значительные сдвиги, изменения. Если общество находится в процессе социального изменения, то оно является дезорганизованным, соответственно уменьшается влияние существующих социальных правил поведения на индивидуальных членов группы, нарушается некое равновесие, порядок. То есть проблемы являются побочным эффектом для процесса социального изменения. Такие идеи можно найти в социологических взглядах У. Томаса и Ф. Знанецкого.

А.А. Габиани и М.А. Мануильский справедливо отмечают, что русская социология довольно детально исследовала это явление, а советская социология «делала вид, что ничего подобного у нас нет и быть не может». Исследователи утверждают, что социальная проблема проституции реально, объективно существует, и возможности «словесной риторики» ничего не отменяют, в том смысле, что если таковой не было, то все равно наступит день, когда обществу нужно будет решать социальную проблему.

Социальная проблема определяется авторами как социальная патология, но далеко не в том смысле как это делал В.М. Тарновский сто лет назад. Здесь это скорее метафора.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта