Заключение

Вся деятельность Чернышевского− литератора, ученого, философа, революционера− была пронизана глубоким патриотизмом, беззаветной любовью к родине. Чернышевский верил, что его родная страна, забитая и угнетенная, поднимется против угнетателей, что русский народ пойдет первым во главе всего человечества по пути социалистического переустройства общества.

В "Очерках гоголевского периода русской литературы" Чернышевский писал: "Русский, у кого есть здравый ум и живое сердце, до сих пор не мог и не может быть ничем иным, как патриотом .− деятелем в великой задаче просвещения русской земли".

Главной патриотической задачей Чернышевский считал освобождение народа от векового гнета, свержение самодержавия и осуществление социалистических идеалов. Чернышевский верил в силу и могущество русского народа, в его революционные возможности.

С болью и гневом писал Чернышевский в романе "Пролог" об отсталости русской жизни при крепостном праве и об отсутствии революционности в народных массах.

Деятельность Чернышевского, его соратников и учеников содействовала просвещению русского народа, возбуждала его революционность. Чернышевский гордился великим историческим прошлым своего народа и видел в этом прошлом залог великого будущего. Он боролся против великодержавного гнета и произвола царизма по отношению к народам Российской империи.

Всю свою жизнь Чернышевский посвятил родине. К деятельности Чернышевского полностью применимы слова, сказанные им о критике Белинского: "Любовь к благу родины была единственною страстью, которая руководила ею: каждый факт искусства ценила она по мере того, какое значение он имеет для русской жизни. Эта идея − пафос всей ее деятельности. В этом пафосе и тайна ее собственного могущества".

[1] Розенфельд, У.Д. Н. Г. Чернышевский. Становление и эволюция мировоззрения [Текст] / У.Д. Розенфельд. − Минск.: Вышэйшая школа, 1972. − 255 с. − С. 58.

[2] Богословский, Н.В. Жизнь Чернышевского [Текст] / Н.В. Богословский. − М.: Детлит, 1964. − 302 с. − С. 7-23.

[3] Покусаев, Е.И. Общественно-политические взгляды Чернышевского, его революционный демократизм [Текст] / Е.И. Покусаев. − М.: Госполитиздат, 1953. − 174 с.

[4] Пантин, И.К. Основы политико-философского мировоззрения Н. Г. Чернышевского [Текст] / И.К. Пантин. − М.: Наука, 2008. − 457 с. – С. 275-283.

[5] Мареев, С.Н., Мареева Е.В. Философское обоснование идей русских революционеров-демократов [Текст] / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. − М.: ИНФРА-М, 2004. − 825 с. − С. 274-315.

[6] Волк, С.С., Никоненко В.С. Материализм Н. Г. Чернышевского [Текст] / С.С. Волк, В.С. Никоненко. − Л.: Издательство ЛГУ, 1979. − 150 с. − С. 74-81.

[7] Шульгин, Н.В. Очерки жизни и творчества Н. Г. Чернышевского [Текст] / Н.В. Шульгин.  М.: Госполитиздат, 1956.  115 с. − С. 23-37.

[8] Володин, А.И. Будущее социологической концепции Н. Г. Чернышевского [Текст] / А.И. Володин // Социс. − 1975. − №1 − С. 131-144.

[9] Трофимов, В.Г. Социалистическое учение Н. Г. Чернышевского [Текст] / В.Г. Трофимов. − Л.: Издательство ЛГУ, 1957.  66 с. − С. 5- 33.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта