Прорыв в общественном
сознании в пользу социологии произошел в начале 90-х годов. Социология пришла в
высшую школу - одной из самостоятельных отраслей знаний, быстро приобретает
авторитет и вызывает интерес у молодежи.
Социология - относительно
молодая наука, но за короткий период она добилась признания на Западе и
начинает пробивать дорогу на Востоке. Действительно ни одна социальная наука не
может сравниться с ней по оперативности исследования, различных сфер жизни
людей, развития и формирования общества, общественных отношений, требующих
всестороннего и глубокого изучения. Ответы на вопросы о насущном бытии, о
глобальных проблемах, об обществе и его будущем люди ищут в той сфере знаний,
которая может компетентно помочь разобраться, и такой сферой знаний и есть
социология.
В России многие
исследования образования, проводимые с позиции социологии (или со ссылками на
нее), выглядят методологически разрозненными, часто лишенными общего языка,
предмета и приоритетов, а потому недостаточно эффективными как в теоретическом,
так и социально-практическом отношении. Нередко наблюдается распредмечивание
отрасли, вольный или невольный уход от социологической методологии в смежные с
социологией отрасли и в периферийную проблематику притом, что главные вопросы
социального функционирования образования слишком долго остаются в забвении.
Такое состояние не позволяет социологии образования до последнего времени
успешно развиваться, а также выполнять ее методологическую функцию в отношении
других дисциплин, изучающих образование и претендующих на активное формирование
целостной системы образования и ее структур.
Гораздо большего внимания
требуют и те содержательные аспекты, которые имеют отношение к социологическому
осмыслению процессов, происходящих в современном российском обществе. По
наблюдениям, студенты слабо и поверхностно ориентируются в этих вопросах.
Наиболее приемлемый выход - разработка и включение в
профессионально-образовательную подготовку полномасштабного курса
"Современное российское общество: социологический анализ".
Концепции качественно
нового этапа общественного развития (по ту сторону индустриального общества)
несут в себе ряд позиций, ориентированных на коренное преобразование
образовательной деятельности:приоритет общечеловеческих ценностей; преодоление
противостояния: "человек-природа", "человек-культура",
"человек-общество"; формирование нового (информационного) типа
культуры, а в связи с этим и нового типа трудовой деятельности человека,
ориентированного на работу с информацией; создание глобальной идеологии на
основе нового планетарного общечеловеческого сознания (понимание людьми
общности исторической судьбы, тесной взаимозависимости государств и народов,
необходимости партнерства в борьбе за выживание человечества); социальный
контроль за технологией;ведущее положение теоретического знания как основы
политики и источника нововведений и др.
Образование-часть процесса
формирования личности. При помощи этого процесса общество передаёт знания,
навыки от одного человека другим. В процессе обучения ученику навязываются
определённые культурные ценности; процесс обучения направлен на социализацию
личности, но иногда обучение конфликтует с истинными интересами ученика.
Дюркгейм говорил, что
основная цель образования - передавать ценности господствующей культуры. Так
как культура каждой нации своеобразна, то и содержание образования существенно
отличается. В Древнем Риме главной целью образования была подготовка
военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе делался упор
на изучение христианской религии, в эпоху Ренессанса основной интерес
существовал к культуре, искусству к литературе. Так мы видим, как с течением
времени и эпохи менялись культурные интересы человека и соответственно
содержание образования. Так же образование способствует сохранению ценностей,
накопленных человечеством, и появлению новых.
Образование оказывает
влияние на все виды деятельности человека. Окончив школу, одни поступают в
институт, другие в техникум, третьи не поступают никуда. Это являет собой
определенный фильтр в выборе дальнейшей профессии человека, хотя не редки
случаи, когда окончив институт человек идёт работать продавцом мороженого,
особенно в нашей стране. Но, тем не менее, функция фильтрующего устройства
образованием не утрачивается. Хэрн писал, что образование - разумный способ
распределения людей в соответствии с их достоинствами.
Каждая из отраслей науки
имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий,
принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует
определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы, в
общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом,
содержанием и функциями науки. Если, абстрагируясь от других наук и от
понимаемых в широком смысле потребностей практики, то нельзя не уяснить функции
отдельной науки. Именно потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни
общества новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его
отраслям. Но современное обществоне механическое соединение различных
механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер
политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли
знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть
социология - наука об обществе.
|