Заключение

В соответствии сведущей идеей данной работы нами были проанализированы основные вопросы по профилактике и возможным путям решения проблем детской безнадзорности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что проблема с несовершеннолетней безнадзорностью может быть решена. Но для этого со стороны государства и государственной политики должны быть приняты дополнительные меры для решения этих проблем: будут заложены нормативно-правовые основы в решение данной проблемы; улучшено научно-методическое оснащение социальной работы; решена кадровая проблема в социальной сфере; улучшено материально-техническое оснащение социальной работы.

В настоящее время ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в каждом крупном городе России насчитывается от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и подростков. По данным Министерства труда РФ в органах внутренних дел состоят на учете 424,3 тыс. несовершеннолетних и более 202,3 тыс. родителей, не выполняющих своих родительских обязанностей.

Ежегодно увеличивается количество исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами. Возросло число родителей, для которых установлено ограничение в правах в отношении своих детей. Несовершеннолетние, чьи родители лишены родительских прав, длительное время (порой несколько лет) вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, так как вопрос об их жизнеустройстве решается органами опеки и попечительства крайне медленно. Лишенные родительского попечения, эти дети наиболее склонны к бродяжничеству, подвергаясь опасности стать жертвами насилия и преступлений, вступить в преступную деятельность.

Постоянно растут масштабы социального сиротства несовершеннолетних. В настоящее время в детских домах воспитываются 132 тысячи детей, оставшихся без родителей.

Массовый характер приобретают попрошайничество, нищенство, безнадзорность детей. По данным социологических обследований 2-4 млн. детей вовлечены в эти процессы. Почти в 6,5 раз увеличилось количество уголовных дел, возбуждаемых по фактам торговли несовершеннолетними детьми и по фактам сексуальных домогательств к детям.

В последние годы фиксируемый устойчивый рост венерических заболеваний имеет распространение в детской среде, особенно среди социально-дезадаптированных детей и подростков, многие из которых становятся жертвами сексуального насилия. Имеет место тенденция к увеличению численности подростков, госпитализированных по поводу наркологических заболеваний. За 5 лет в 9 раз увеличилось количество подростков-наркоманов: по официальной статистике с 1618 до 14,6 тыс.

Среди многих неблагоприятных факторов, которые характеризуют нынешнее положение семей групп риска, дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить современные социально-демографические, психологические и криминальные процессы. Именно они способствуют возникновению социальных отклонений в поведении детей и подростков, росту их дезадаптации.

Широкий и разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних, вовлечения в нее учреждений разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел и др.) и органов управления этими учреждениями разного уровня (федерального, субъектов Федерации и муниципального) определяет чрезвычайную важность задачи координации их усилий. Единственным путем решения этой проблемы является разработка государственной политики предупреждения детской безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, основные положения которой должны быть закреплены законодательно.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что дает возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации развивать собственное законодательство в этом направлении.

Такая практика уже получила распространение в регионах, где идет активный законотворческий процесс и принимаются законодательные акты субъектов РФ, обеспечивающие регулирование отношений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Безусловно положительно оценивая региональное законотворчество следует особо подчеркнуть, что правовая политика предполагает и наличие федеральных законов. Без них нет единого правового поля и не может быть эффективных мер, направленных на предупреждение детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Поэтому крайне важным представляется разработка и принятие федерального закона "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Однако главным условием успеха его при подготовке и рассмотрении является понимание того, что принятие на федеральном уровне законодательных решений в отношении несовершеннолетних без соответствующего практического обеспечения в регионах будет создавать одни лишь иллюзии правового решения данной проблемы

Осознавая опасность такого развития событий Совет Федерации принял решение создать Временную комиссию по вопросам государственной молодежной политики, которая должна обеспечить взаимодействие региональных и федеральных органов власти для согласованной законотворческой деятельности. Первые итоги работы комиссии показали крайнюю необходимость и эффективность взаимодействия федеральных и региональных органов власти в сфере законотворчества, направленного на профилактику детской безнадзорности и предупреждение преступности несовершеннолетних[31].

[1] Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 2.

[2] Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. Ст. «Безнадзорность детская». – М.: Проспект, 2003. С. 16.

[3] Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. - Минск: Народная Асвета, 1989. С. 15.

[4] Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. – М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 29.

[5] Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004–2005. – Покров, 2004. С. 116.

[6] Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. С. 39.

[7] Мартынова М. С. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Социальный проект, 2004. С. 42.

[8] Кошкина В.С. Безнадзорность как социальное явление // Материалы Покровских педагогических чтений 2004–2005. – Покров, 2004. С. 119.

[9] Ларионов А. В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия. - Екатеринбург, 1997. С. 177.

[10] Астапов В. М. Педагогу о психическом здоровье учащихся. - М.: Педагогика, 1991. С. 41.

[11] О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 70.

[12] О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 73.

[13] О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 76.

[14] О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 77.

[15] Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 10.

[16] Климантова Г.И. О некоторых мерах по ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 15.

[17] Климантова Г.И. О некоторых мерах по ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 16.

[18] Климантова Г.И. О некоторых мерах по ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». – М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 17.

[19] Толковый словарь / Под ред. Ожегова С.И. – М.: Просвещение, 1998. С. 57.

[20] Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2001. - № 3. С. 11.

[21] Социология / Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов – н/Д.: Феникс, 1998. С. 292.

[22] Теория и методика социальной работы (учебное пособие). – М.: Проспект, 1995. С. 88.

[23]Теория и методика социальной работы (учебное пособие). – М.: Проспект, 1995. С. 89.

[24] Теория и методика социальной работы (учебное пособие). – М.: Проспект, 1995. С. 89.

[25] Теория и методика социальной работы (учебное пособие). – М.: Проспект, 1995. С. 91.

[26] Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. – М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 29.

[27] Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 3.

[28] Отчет о выполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска за 2004 год // Вечерний Новосибирск. - 05.07.2005.

[29] Положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000года.

[30] Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности / Под ред. Иващенко Г.М. – М.: Государственный НИИ семьи, 1999. С. 13-14.

[31] Рябухин С.Н. Детская безнадзорность и преступность несовершеннолетних как следствие социально-экономической трансформации российского общества // Молодежь в условиях социально-экономической трансформации российского общества /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №15 (103)- 1999 . С. 7.

       

      Семья как социальный институт

      Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

      Статистика сайта