Заключение

Итак, мы рассмотрели социологические взгляды Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, можно выделить следующие общие черты социологии Г. Спенсера:

1. это широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов;

2. трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести определенные логические основания;

3. идея закономерной эволюции общественной жизни. Согласно данной идее, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от желаний людей.

Во-вторых, влияние идей Э. Дюркгейма присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

В-третьих, значение Вебера, как одного из крупнейших социологов 20 века, невозможно было бы объяснить, если бы мы остановились только на фиксации того обстоятельства, что он по духу своему протестант. Здесь, видимо, необходимо признать, что тот тип отношения к действительности, который характерен для протестантизма, и та социальная реальность, которая этим типом деятельности формируется, оказались бы для Европы гораздо более универсальными, чем можно было бы предполагать. Развитие капитализма сделало универсальной жизненную установку протестантизма. Можно с уверенностью сказать, что огромное значение работы Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» состоит в том, что он первый зафиксировал универсальное значение протестантизма для капиталистического развития Запада. Кроме того, он одновременно через сравнение с протестантизмом выявил характер рациональности как фундаментального принципа индустриального общества. Таким образом, именно протестантизм мышления Вебера дал ему установку и специфическое видение современной ситуации в развитии западного общества. Это же видение явилось границей веберовского мышления, поскольку, радикально разведя противоположности, он не нашел между ними соединительного моста, а, следовательно, и выход из кризиса.

[1] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 16.

[2] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 18.

[3] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 20.

[4] Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 2005. – С. 33.

[5] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 25.

[6] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 203.

[7] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 303.

[8] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 210.

[9] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М., 2005. – С. 214.

[10] Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии // Социологические исследования. – М., 2006. — № 5. – С. 43-44.

[11] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 58.

[12] Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология. – М., 2006. – С. 60.

       

      Семья как социальный институт

      Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

      Статистика сайта