Современная французская социология начинает переживать серьезные перемены
во II-ой половине XX в. А именно во время второй мировой войны.
Значительное развитие получают исследования в рамках системы высшего образования.
В основанном в 1939 году Национальном центре научных исследований в1946 году
был создан Центр социологических исследований. В 1945 году был создан
Национальный институт демографических исследований во главе с известным
демографом Альфредом Сови, где исследовались социологические проблемы
народонаселение. Важную роль в распространении социологических исследований во
Франции сыграло создание в 1947 году в высшей школе практических исследований
«Секции экономических и социальных наук».
Другим выражением важных изменений во французской социологии явилось
выдвижение на первый план эмпирической тенденции. Если ранее удельный вес
исследований, основанный на наблюдении и количественном анализе социальных
явлений, был незначителен, то теперь они начинают преобладать.
После Второй мировой войны, преимущественно под влиянием
американской социологии и социальных исследований, стали проявляться тенденции
чисто «научной» в академической социологии. Во французской академической
социологии после Второй мировой войны доминировал Жорж Гурвич (1894-1965),
который занимал кафедру Дюркгейма в Сорбонне. Он разрабатывал динамическую
теорию социальных структур, причем соединял диалектические и эмпирические
методы в «гиперэмпирическую диалектику».
Другой ведущей фигурой французской социологии стал Жорж
Фридман (1902-1977), который был одним из основателей столь значимой
для Франции социологии труда.
Главными интеллектуальными движениями, которые возникли сразу
же после Второй мировой войны и явились ее результатом, были феноменология и
экзистенциализм, причем первая отнюдь не представляла собой единую школу, а
носила черты гетеродоксного развития. В 60-е годы XX столетия
экзистенциалистское течение сменила новая интеллектуальная мода —
структурализм. Можно сказать, что структурализм явился «новой научной
философией», которая возрождает подход Дюркгейма и формулирует его на языке
структурной лингвистики.
Новый взгляд в современной французской социологии внес Пьер Бурдье. Одним
из базовых понятий социологической концепции Пьера Бурдье является понятие
габитуса. Габитус — это система диспозиций, порождающая и
структурирующая практику агента и его представления. Habitus, продукт истории. Габитус,
по Бурдье, есть в одно и то же время порождающий принцип, в соответствии
с которым объективно классифицируется практика, и принцип классификации практик
в представлениях агентов. Отношения между этими двумя процессами определяют тип
габитуса: способность продуцировать определенный вид практики, классифицировать
окружающие предметы и факты, оценивать различные практики и их продукты (то,
что обычно называют вкусом), что также находит выражение в пространстве стилей
жизни агентов.
Пьер Бурдье разработал один из наиболее интересных подходов в
современной французской социолоции, элементы которого складывались из
структуралистского марксизма под влиянием «Философии символических форм»
Кассирера. Центральной проблемой у Бурдье является соотношение между познанием
и действием, которое в исследовании становится соотношением между субъектом и
объектом. Он считает, что все попытки прямого понимания означают абсолютное
положение «Я» наблюдателя и что объективирование посредством структурного
анализа приближает чуждое, хотя внешне его отдаляет. Целью познания у него
становится понимание по средством объективирования. Практика для Бурдье
определяется диалектикой объективных структур и глубоко усвоенных структур
(«укорененность» в культуру).
Практику нельзя понимать
как механическую реакцию на заранее заданные детерминирующие условия, как это
делает позитивистский материализм, но что типично для интерпретации мира с
точки зрения «лучших мест социальной структуры». Практика, так же как теория
самой практики, есть продукт диалектических отношений между ситуацией и
габитусом, понимаемым как система длительных диспозиций.
Структура символических отношений не является структурой
экономических условий. Действие у Бурдье также не определяется напрямую
экономическими условиями, а на него накладывает свой отпечаток форма габитуса. Бурдье
говорит об удвоении благ через их символическое бытие наряду с их экономическим
существованием (аналогично «удвоению мира» через понятия). В современном
обществе господствующий класс доминирует благодаря не только экономическому
капиталу, но и символическому капиталу; по мнению Бурдье, наряду с
предпринимателями, к господствующему классу принадлежат и интеллектуалы.
|