Безусловным принципом деятельности службы занятости является активный характер воздействия на рынок труда. При этом виды и формы воздействия имеют различную степень социальной эффективности и оцениваются, как правило, дифференцированно. Общепринятое понимание активности политики занятости связывается с осуществлением мер, направленных на изменение социально-профессиональных и психологических характеристик безработного, и в меньшей степени – с воздействием на рынок рабочих мест, освоением новых сфер и видов занятости, взаимодействием с другими институализированными агентами рынка труда. Пассивность политики занятости определяется как выраженная ориентация на осуществление функций регистрации и контроля, формирование фонда занятости и выплаты пособий.
Нужно отметить некоторую условность разделения политики занятости на активную и пассивную. Если профессиональное обучение или профориентация не приводят к позитивным изменениям в процессах перераспределения рабочей силы или создание рабочих мест и развитие системы общественных работ не снижают напряженности на рынке труда, то активность этих форм в данных условиях достаточно условна. В то же время, если усилия по обеспечению выплаты пособий создают определенный социальный эффект, а состояние Фонда занятости позволяет разрабатывать новые подходы и технологии, реализовывать целевые программы и мероприятия по обучению и профориентации, то трудно говорить о пассивном характере этого направления.
Если в Октябрьском районе Волгоградской области в течение полугода погашена годовая задолженность по выплате пособий, то это не только повышает социальный статус службы занятости, но и формирует условия для совершенствования работы, расширения деятельности службы занятости. Формально-статистический парадокс сокращения задолженности по выплате пособий заключается в наличии зависимости между величиной задолженности и уровнем регистрируемой безработицы, что подтверждает некоторую условность показателя «уровень регистрируемой безработицы» как характеристики состояния рынка труда, так и одного из показателей деятельности службы занятости. Поэтому, независимо от оценки политики как активной или пассивной, главным является ее эффективность.
В качестве первого приближения к проблеме оценки эффективности органов занятости необходимо рассмотреть целефункциональную направленность органов занятости как социальной организации. Любая организованная система представляет собой социальную конструкцию, создаваемую обществом для выполнения определенных функций, которые интегрируются как цель деятельности. Целевая направленность при создании организации определяется как цель-задание, отражающая назначение организации как социального инструмента. Другой уровень целевой направленности организации определяют цели-ориентации, которые раскрывают общие и индивидуальные предпочтения и ориентиры работников как в пространстве функциональных задач, так и на уровне личностных интересов. В деятельности любой организованной структуры особое значение имеют цели системы. Поддержание целевой направленности на уровне целей системы обеспечивает стабильность и адаптивность системы как по отношению к внешним воздействиям, так и к внутренним возмущениям. Понятно, что цели-задания, определяющие социальную целесообразность создания и функционирования организации, являются ведущими. Однако согласование целей в процессе функционирования организации – вопрос не тривиальный. На практике отношения между ними не всегда носят характер взаимосогласованности.
Безработица, как имманентное свойство современного этапа цивилизованного развития, будет воспроизводиться постоянно, как в силу структурной и инвестиционной динамики, так и в силу социально-трудовой мобильности населения. Другой вопрос – какими качественно-количественными параметрами безработица будет характеризоваться и какие негативные социально-психологические и экономические тенденции будет провоцировать. При этом отнесение параметров занятости и безработицы к деятельности службы занятости как специализированному социальному регулятору рынка труда может быть относительным, а сами параметры в большей мере характеризуют пространство деятельности органов занятости, но никак не эффективность. Речь в данном случае не идет о разведении показателей состояния сферы занятости и показателей деятельности службы занятости. Главное заключается в том, что влияние службы занятости на те или иные процессы в сфере занятости и, соответственно, на параметры этих процессов не является линейным и однозначным. Проблема же заключается в выделении процесса, регулирование которого может рассматриваться в качестве стратегической задачи службы занятости, а качественно-количественные характеристики процесса могли бы фиксироваться интегральным показателем, отражающим влияние службы занятости и эффективность ее деятельности.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|