Материальное обеспечение и социальный статус педагогов

Материальное обеспечение и социальный статус педагогов зависели от уровня заработной платы, жилищный и бытовых умов, а также от количества учебных часов социальной защищённости и отношения власти к потребностям педагогов. В советской исторической литературе сложился стереотип исключительно позитивного освещения того, как решались эти вопросы. Решающую роль в материальном обеспечении педагогов играла их заработная плата в высших учебных заведения в начале 20-х годов оплата труда осуществлялась в натуральной форме, а начиная с 1923 года – в денежной. Но размеры зарплаты преподавателей и профессуры были низкими и выходили за рамки нормального физического существования.

Чтобы унифицировать заработную плату в ВУЗах, в 1923-1924 учебном году была проведена перепись всех научно-преподавательских сил. В начале 1925 года было зарегистрировано 3362 научных сотрудников. Из них около 3 тыс. составляли преподаватели ВУЗов. Всех преподавателей распределяли по категориям. В первую вошли начинающие, которые ещё не имели необходимой квалификации (оклад 88 руб.). Во вторую и третью – профессоры и преподаватели высокой квалификации (средний оклад – 152 руб.). В четвёртую и пятую – известные учёные (111 человек с окладом 200 руб.). В 1926-1927 учебном году зарплата в ВУЗах немного возросла, когда вместо почасовой оплаты была введена штатная система оплаты труда. Преподаватели 1 и 2 категории получали 110-130 рублей, а профессора 1 и 2 категории – 155-180 рублей [44].

Повышение зарплаты на15-30-% в высшей школе произошло в 1928 году. И в этот раз повышение зарплаты сопровождалось повышением годовой нагрузки преподавателя.

В ходе внедрения данной системы в ВУЗах от 60 до 74% преподавателей должны были потерять в зарплате. В целом по ВУЗам новая система оплаты труда должна была сэкономить 140 тыс. рублей [45].

В ВУЗах технического профиля зарплата была выше от общей на 15%. Так, в 1929 году некоторые штатные профессора Днепропетровского горного института получали до 266 рублей в месяц, а преподаватели – 130 [46].

Таким образом, проблему зарплаты педагогов в 20-е годы следует считать вешенной частично.

Следует обратить внимание на то, как в 20-е годы решался вопрос пенсионного обеспечения преподавателей. В начале этого периода пенсия преподавателям назначалась как персонально по заявлениям, так и по решению местных органов власти. В январе 1920 г. Харьковский отдел социального обеспечения установил размер пенсии в 120 тыс. рублей в год. В положении про институты, которое вышло в декабре 1924 г, были установлены нормы выхода на пенсию. При достижении возраста 65 лет (и со стажем 10 лет) или стажа 25 лет, независимо от возраста, преподаватели выходили на пенсию со сбережением служебного оклада в полном размере. В ноябре 1925 г. был принят закон о пенсионном обеспечении научных сотрудников, по которому размер пенсии уменьшался до 70% от оклада, а в 1926 г. эту сумму урезали и установили в фиксированном размере для профессоров – 120 руб., а для преподавателей – 75 руб.

На протяжении периода, который изучается, в обществе сохранилось вражеское отношение к «белой кости», а именно, слово «интеллигент» часто употреблялось с оттенком презрения.

Осень 1922 года партийные органы начали первую в 20-е годы кампанию политических репрессий в учреждениях образования. Преподаватели и профессора, которые выступали за присвоение автономии вузам, были уволены с институтов без права дальнейшего преподавания. Только в ноябре 1922 года 70 преподавателей и профессоров были высланы за границу.

После политической чистки в высшей школе издали циркуляр № 1366 от 13.06.1923 года о политической проверке учителей. В ходе этой проверки на основе разнообразных доносов большое количество учителей было уволено или переведено в другую местность по политическим мотивам.

Наряду с приведенными внешними факторами, которые влияли на снижение социального статуса педагогов, следует также учитывать и факторы внутренние. Среди последних существенное место занимали: пьянство, моральный упадок, нездоровый психологический климат в педагогических коллективах. В педагогических коллективах возникали постоянные конфликты, ссоры за распределение учебных часов. В отдельных случаях педагогические коллективы из-за этих обстоятельств приходилось расформировывать.

В общем, социальный статус педагога, несмотря на отдельные старания власти, на протяжении 20-х годов находился в унизительном состоянии.

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта