Деятельность специалиста по социальной работе по социальной поддержке детей из неполных семей в Центре детского творчества

2. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.

Формы социально – педагогической помощи неполной семьи.

Выделяют две формы работы по оказанию социально – педагогической помощи нуждающимся: долгосрочная и краткосрочная.

Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно – ориентированную модель взаимодействия.

Кризисинтервентная модель работы с ребенком из неполной семьи, предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле или случайными травмирующими обстоятельствами [24, с. 45].

Такие неблагоприятные периоды могут быть сопряжены с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого – педагогические проблемы. Кризис трех лет, связанный с процессом формирования основных индивидуально – психологических качеств личности и создания предпосылок для развития социально – нравственных качеств; 7–8 лет адаптация к новому социальному статусу школьника, усвоение нового режима, установление отношений с учителем, детским коллективом; 12–17 лет – период самоутверждения, изменения отношений с родителями и миром взрослых в целом; 18–21-социальное самоопределение.

Поскольку кризисная ситуация требует быстрого реагирования, ее оценка не предполагает детальной диагностики, и фокусирует свое внимание на масштабах дезадаптации и имеющихся средствах ее преодоления. При этом используются как внутренние ресурсы ребенка, так и внешние формы помощи.

Независимо от того, какие проблемы привели к кризисной ситуации, задача специалиста путём оказания непосредственной эмоциональной поддержки, смягчить воздействия стрессового воздействия и мобилизовать усилия ребенка на преодоление кризиса.

Помощь считается успешной, если удается добиться снижения тревожности, зависимости, психического дискомфорта и других проявлений кризисного состояния, а также формируется новое понимание возникшей проблемы, развиваются адаптивные реакции, которые могут быть полезны в будущем [31, с 225].

Для этого специалист по социальной работе оказывает образовательную помощь, предоставляя детям из неполных семей и их родителям информацию, касающуюся этапов выхода детей из неполных семей из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее, документальными фактами.

Кроме того, специалист по социальной работе выступает в качестве посредника между детьми из неполных семей и специалистами, работающими с ними и их родителями. В то время как медики заняты лечением, психологи восстановлением психики, социальный работник помогает детям преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывавшими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить необходимую помощь [9, с. 6].

Таким образом, специалист по социальной работе в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую поддержку, то есть косвенным образом, достигает эффекта психологической поддержки, воздействуя на чувства сомнения и страха, которые препятствуют контролю над ситуацией. Кроме того, неполная семья в целом может быть вовлечена в программу семейной терапии и обучающихся тренингов, целью которых является улучшение общения между членами семьи и решение скрытых проблем, которые обнаруживаются в кризисной ситуации.

Проблемно – ориентированная модель направлена на решение конкретных практических задач, заявленных и признанных детьми и их родителями, то есть в центре этой модели находится требование, чтобы профессионалы, оказывающие помощь, концентрировали усилия на той или иной проблеме, которую осознали дети и их родители и над которой они готовы работать.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта