Деятельность специалиста по социальной работе по социальной поддержке детей из неполных семей в Центре детского творчества

При работе с детьми из неполных семей самой важной целью является адаптация и социальная интеграции детей в обществе, успешное осуществление которых невозможно без сотрудничества с семьей ребенка

Компонентами социальной адаптации детей из неполных семей являются:

– материальное положение семей,

– психологический климат в семье, детском объединении, Центре детского творчества в целом,

– степень удовлетворенность образовательным процессом и ожидания родителей и детей,

– социокультурная адаптация. Определяя общую культуру семьи необходимо учитывать уровень образования взрослого члена неполной семьи, поскольку он признан одним из определяющих факторов воспитания детей, а так же непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

– ситуационно – ролевая адаптация, которая связана с отношением к ребенку в семье. В случае конструктивного отношения к ребенку, высокой культуры и активности семьи в решении проблем ребенка, ее ситуационно – ролевой статус высокий; если в отношении к ребенку присутствует акцентуация на его проблемах, то – средний. В случае игнорирования проблем ребенка и тем более негативного отношения к нему, ситуационно – ролевой статус низкий. На основе анализа структурных, функциональных характеристик семьи, а также индивидуальных особенностей ее членов, можно определить ее тип и сделать вывод об уровне социальной адаптации семьи в обществе [27, с. 170–175].

В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе оказывает образовательную, психологическую и посредническую помощь.

Объектом воздействия социального работника могут быть ребенок, взрослые члены семьи и в целом вся семья.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального работника: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры одинокого родителя. К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; слепая любовь к ребенку, чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения и другое.

Просвещение родителей, которые в одиночку воспитывают детей, ведется по следующему кругу вопросов: педагогическая и социально – психологическая подготовка родителей к воспитанию детей. Роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам; значение личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, атрибуты роли отца и матери; методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми; воспитание детей в неполной семье с учетом пола и возраста; социально – психологические проблемы воспитания «трудных» подростков; поощрения и наказания в воспитании детей; ошибки родителей в воспитании детей; трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей; организация режима труда, отдыха, учебы в семье; нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей; приобщение к походам и занятию спортом и т.д. [27, с. 416].

Специалисту по социальной работе при оказании социальной поддержки детям из неполных семей необходимо разработать с родителем применяемые в его семье методы воспитания и определить наиболее адекватные.

Методы семейного воспитания можно разделить на 2 группы. В первую группу входят методы повседневного общения, делового, доверительного взаимодействия. Данная группа методов включает в себя: метод уважения детской личности, и метод убеждения. Специалист по социальной работе, должен показать одиноким родителям через какие приемы может реализоваться этот метод. Ими могут быть: обсуждение разнообразных вопросов жизни в доверительном разговоре, понимание, доверие, критика.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта