|  
 Опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко (1888—1939) по перевоспитанию малолетних преступников широко известен во всем мире. 
 В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается возглавить колонию для несовершеннолетних преступников, что коренным образом изменило его жизнь. Уже в первые годы работы колонии он разрабатывает принципы отношений воспитанников и педагогов: 
  1) равенство прав и обязанностей воспитателей и воспитанников; 
 2) четкая организация труда; 
 3) роль общественного мнения в лице совета командиров и общего собрания; 
 4) четкий перечень серьезных проступков: лень, отклонение от тяжелой работы, оскорбление товарища, нарушение интересов коллектива. Однако деятельность А.С. Макаренко нравилась далеко не всем чиновникам. В 1928 г. он был снят с должности заведующего колонией, переходит на работу в НКВД, а вскоре принимает коммуну им. Ф.Э. Дзержинского. 
 Концепция социального воспитания А.С. Макаренко основана на формировании личности в новых социальных условиях. Он полагал, что в условиях трудовой колонии возможно воспитать нового человека, советского гражданина, коллективиста. 
 А.С. Макаренко осуществлял свою педа работу в условиях становления советского государства, поэтому во многом она была политизирована. Педагог активно подчеркивал, что только коммунистическое воспитание способно противостоять мещанству и порокам воспитания, оно является «общим и единым, даст возможность каждой личности развить свои задатки и способности». В качестве методов коммунистического воспитания он выделял общественное мнение, соревнование, поощрение, наказание, систему перспективных линий. 
 Сформулированный им принцип коллективисткой педагогики следующий: «Как можно больше уважения к человеку, как можно больше требования к нему». 
 Большое внимание А.С. Макаренко уделял воспитанию сознательной дисциплины, что возможно в единстве коллектива и дисциплины. 
 Ю.В. Василькова и Т.А. Василькова выделяют актуальные для современного социального педагога идеи А.С. Макаренко: 
 1. умение создавать детский коллектив, объединенный разумным, творческим, производительным трудом; 
 2. создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника; 
 3. создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями; 
 4. широкий круг методов в создании коллектива. 
 Теория воспитания личности в коллективе была разработана в отеч. пед-ке в20-30г. Теоретич. основы концепции воспитания личности в коллективе были разрботаны Макаренко, Сухомлинским. На более поздних этапах – Иванов, Никонова, Гордин, Коротов, Лихачев. 
 В пед. практике теории и практике А.С.Макаренко: 
 - дано определение сущности коллектива (единство цели, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости) 
 - сформулированы осн-е признаки коллектива (наличие выборных органов, чувство защищенности, преемственность и традиции) 
 - описана технология формирования коллектива 
 - сформулирован закон жизни коллектива (движение-форма жизни коллектива, остановка-смерть) 
 - определены принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные линии) 
 - разработан механизм взаимод-я личности и коллектива (методика параллельного действия, основанная на том, что к личности предъявляют единые требования и коллектив, и педагог) 
 - в ряде художественно-пед. произведений описан практический опыт создания коллектива («Пед-кая поэма», «Флаг на башнях») 
 - пед. замысел (цели и содержание деятельности в неопределенный воспитательной ситуации) 
 - механизмы его реализации (детско-взрослая общность, система разновозрастных отрядов) 
 - демонстрация образов пед. действия в «живой» коммуникации (выступления перед пед. общественностью с анализом опыта создания колонии им. Горького и коммуны Дзержинского)  |