Эволюционная социология Г.Спенсера : первый опыт системного подхода

Эволюционная социология создавалась Г.Спенсером для решения социальных проблем. Описание общих эволюционных законов движения от гомогенности к гетерогенности, от простых к сложным формам организации и к локальной специализации форм в неорганическом и органическом мирах, давало первые ориентированные характеристики самоподдерживающемуся и необратимому во времени процессу развития общественных форм как одного из типов открытых систем, взаимодействующих со сложной средой и включающих биологические организмы.

Спенсер выделял три фазы "большой эволюции" : неорганическую, органическую и недоорганическую, до неразличимости плавно переходящие друг в друга. Однако каждая фаза на определенной ступени зрелости приобретает новое качество сложности и не сводится к другой.

Социальная эволюция - часть недоорганической эволюции, которая подразумевает взаимодействие многих особей, скоординированную коллективную деятельность, по своим последствиям превышающую возможности любых индивидуальных действий.

Общие эволюционные принципы, примененные к наблюдаемым изменениям, открывают в них определенный порядок развития, порядок сосуществования и хронологической последовательности социальных явлений, и тем самым дают первые грубые ориентиры исторической социологии.

"Среда" у Спенсера - широкое понятие, включающее природные условия, преобразованный совместной деятельностью людей мир природы и социально-культурное окружение, состоящее из надличностных традиций, обычаев, привычек, обрядов, а также других социальных организмов, систем и организаций. Рост значения вторичных, социокультурных элементов среды тоже является одним из критериев прогрессивного хода эволюции.

Между обществами и биологическими организмами существуют различия: отсутствие у общества определенной чувственно-наглядной формы, значительная подвижность, пространственная незакрепленность его отдельных частей, ограниченность дифференциации функций в силу относительно равной способности людей чувствовать и сознавать; которые подчеркивают автономию отдельных людей и которой не обладают никакие части и органы биологического организма, с их четко определенными, неизменными функциями. И сходства : эволюционное значение для обоих роста массы и объема; общественное распределение труда, которое от части подобно специализации органических функций; в обоих случаях существует органическая взаимозависимость частей, когда ни одна из них не может нормально функционировать без функционирования остальных; для жизни как социального, так и биологического целого необходимо поддержание определенных функций.

По Спенсеру : у общества и организма различные цели, но общие основные законы организации, обуславливающие и некоторые подобия в приспособительных реакциях на внешнюю среду. При этом не утверждается, будто общества - реальные организмы.

Как органические, так и социальные совокупности характеризуются Спенсером в соответствии с прогрессирующими изменениями в размерах.

Разрастание единиц в размерах неизменно сопровождается возрастанием сложности их структуры. Процесс роста, по определению Спенсера, является процессом интеграции. А интеграция, в свою очередь, должна сопровождаться прогрессирующей дифференциацией структур и функций, если организм или общество стремится остаться жизнеспособным, то есть если оно хочет выжить в борьбе за существование.

Социальные совокупности, так же как и органические, развиваются от состояния относительной неразделенности, когда их составные части походят друг на друга, к состоянию дифференциации, когда эти части становятся различными. Более того, как только части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга; таким образом при увеличении дифференциации возрастает взаимозависимость и, следовательно, интеграция социальных компонентов.

По мере того как части социального целого становятся все более несхожими и роли, которые играют индивиды, оказываются вследствие этого более дифференцированными, их взаимная зависимость увеличивается. В простых обществах, где составные части в целом похожи друг на друга, они могут легко взаимозаменяться. Но в сложных обществах неудачные действия одной части не могут быть взяты на себя другими частями. Таким образом, сложные общества более уязвимы и более хрупки в своей структуре, чем их более ранние и менее совершенные предшественники.

Возрастающая взаимозависимость несхожих составных частей в сложных обществах и уязвимость, привносимая ею в общество, порождает необходимость создания "регулирующей системы", которая контролировала бы действия составляющих частей и обеспечивала их координацию. При формировании более прочного сообщества появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры, считал Спенсер - высшие центры начинают расширяться и усложняться. На раннем этапе социальной эволюции регулирующие центры в основном нужны для осуществления действий, касающихся внешней среды. В дальнейшем, когда усложнение функций уже не допускает спонтанного приспособления составляющих частей друг к другу, такие системы управления берут на себя груз внутренней регуляции и социального контроля.

Перейти на страницу: 1 2

 

Семья как социальный институт

Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Статистика сайта