Большая часть обществ организована таким образом, что
их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных
категорий людей и социальных групп. Социологи
называют социальной стратификацией расположение индивидов и групп сверху вниз
по горизонтальным слоям, или стратам, по признаку неравенства в доходах, уровне
образования, объеме власти, профессиональном престиже. С этой точки
зрения социальный порядок не является нейтральным, а служит достижению целей и
интересов одних людей и социальных групп в большей степени, чем других.
Вопрос “кто что получает и почему?” интересовал
человечество всегда. Первые иудейские пророки, жившие за 800 лет до н.э., в
частности Амос, Михей и Исайя, неизменно порицали богатых и могущественных
членов общества. Михей, например, обвинял за то, что те захватывали поля и дома
своих соседей; были “исполнены насилия”, требовали взяток и совершали
бесчестные и вероломные поступки. Древнегреческие философы, в том числе Платон
и Аристотель, подробно обсуждали институт частной собственности и рабства. В
своем диалоге “Государство” в 370 г. до н.э. Платон писал: “Любой город, каким
бы малым он ни был, фактически разделен на две половины: одна для бедных,
другая для богатых, и они враждуют между собой”. В индийских Законах Ману, составленных
примерно в 200 г. до н.э., дано описание сотворения мира, в котором социальное
неравенство считается ниспосланным богами для всеобщего блага. В англиканском
гимне есть такие слова: Богатый человек – в своем замке, Бедный человек – у его
ворот. Бог поставил одного высоко, а другого низко И определил кому чем
обладать.
Таким образом, известны полярно противоположные
взгляды на социальное расслоение: одни, подобно Михею и Платону, критиковали
существующую систему распределения, другие, как брахманы, поддерживали ее.
|