Массовая школа к таким детям сегодня очень и очень
неласкова. Это не ее вина: все показатели, по которым школа оценивается, против
этих детей. Они не успевают в учебе, не получают призов на олимпиадах, не
участвуют в самоуправлении, не посещают престижных кружков – словом,
просто-напросто портят показатели и школы и учителя. А если еще и поведением не
блещут, и прочного тыла в лице папы и мамы, которые не дадут в обиду, не имеют,
то взаимная нелюбовь со школой, иногда вплоть до полного разрыва, им
обеспечена. Школе они представляются очень опасными, а на деле сами оказываются
в очень нелегком положении, иногда просто на краю пропасти.
Положительный результат в работе социального педагога
с трудными детьми может быть получен, прежде всего, посредством система
профилактической и коррекционной работы с детьми из социально неблагополучных
семей и их родителями на основе индивидуального подхода к каждому воспитаннику.
Таким образом, поставленные в начале работы цели и задачи выполнены:
изучена психолого-педагогическая литература по проблеме социального
неблагополучия детей и их семей, что позволило раскрыть сущность понятий
«социальная адаптация», «дезадаптация», «девиантное поведение», «социально
неблагополучная семья», «дети «группы риска»». Выявлены причины
дезадаптированности и девиантного поведения подростков из социально
неблагополучных семей, прослежена и выявлена тесная взаимосвязь их поведения
детей с условиями воспитания в семье. Выявлены особенности современного
сельского социума, асоциальные явления села и их воздействие на семью и подрастающее
поколение.
В данной представлены результаты диагностики, программа по предотвращению
и профилактике дезадаптации и девиантного поведения детей из неблагополучных
семей. Хотелось бы отметить, что повышение эффективности деятельности
социального педагога в школе происходит за счет взаимосвязи его работы со
школьным психологом, классными руководителями, заместителем директора по
воспитательной работе. Также важна помощь более «высоких» социальных служб.
Эффективность деятельности еще повышается на основе обмена опытом работы.
|